Данное сравнение рассматривает различные точки зрения основанные на таких параметрах, как:
- Источник информации о сексуальности
- Божий замысел для человеческой сексуальности
- В каких случаях секс допустим с точки зрения нравственности?
Шесть точек зрения, от самой традиционной и консервативной («Осуждение») до самой либеральной («Освобождение»), являются стереотипами. Они могут не отражать взглядов отдельно взятой личности. К тому же, воззрение человека часто представляет собой синтез различных позиций.
Изложенная информация проливает свет на тот факт, что существует большее количество позиций по этому вопросу, чем те две крайности, о которых вещают СМИ.
Краткое описание
Убеждение | Описание/основная мысль |
«Мерзость» | Гомосексуальность всегда является аморальной. |
«Необходимо изменить сексуальную ориентацию» | Гомосексуал может изменить свою сексуальную ориентацию, если приложит к этому усилия. |
«Необходимо воздерживаться» | Гомосексуал должен либо изменить свою сексуальную ориентацию, либо воздерживаться от сексуальных отношений. |
«Допустимо в крайних случаях» | Долгосрочные однополые отношения – наименее ужасный вариант. |
«Равенство» | Акцент на равных правах. Нравственность не зависит от сексуальной ориентации. |
«Освобождение» | Необходимо новое истолкование Библии. Гомофобия, а не гомосексуальность, является злом. |
Источник информации о сексуальности
Убеждение | Источник(и) информации |
«Мерзость» | Библия является единственным источником знаний о нравственности, этике и духовности. Она также является достоверным источником информации о медицине, сексуальности и психологии. Библия – это неизменное Слово Божье. Она боговдохновенна и непогрешима. Шесть отрывков Писания чётко осуждают гомосексуальность. Гомосексуальное поведение всегда было грехом, как в библейские времена, так и сейчас. Наука (в том числе исследования в области человеческой сексуальности) не оперирует понятием нравственности, и если результаты исследований противоречат Библии, они неверны. Либералы утверждают, что библейская тема справедливости вытесняет то осуждение, которое несут в себе эти отрывки. Это неверно, так как из этого следовало бы, что Библия противоречит сама себе, а это невозможно. Осуждение гомосексуального поведения стоит превыше прочих мотивов в Библии. |
«Необходимо изменить сексуальную ориентацию» | То же, что и у сторонников того, что гомосексуальность – это «мерзость». |
«Необходимо воздерживаться» | Любое проявление гомосексуальности между людьми грешно, вне зависимости от отношений, которые их связывают. Исследования в области человеческой сексуальности помогают пролить свет на вопрос того, является ли гомосексуальность выбором человека, и, следовательно, является ли она достойной осуждения. Богословские исследования разъясняют, что представляла собой гомосексуальность в библейские времена, чтобы помочь нам понять её значение в сегодняшнем мире. |
«Допустимо в крайних случаях» | Эта позиция схожа с предыдущей. В Библии говорится о том, что «…проявление гомосексуальности противоестественно и богопротивно» (2). В то же время знания о гомосексуальности у авторов Библии были ограниченны, а понимание сексуальной ориентации вовсе отсутствовало. К тому же, их высказывания являются отражением окружающей их культуры. Библию необходимо интерпретировать, опираясь на современные знания о различных культурах. |
«Равенство» | Существуют четыре основных источника информации: библейский текст, церковная традиция, личный опыт и научные данные. Церковная традиция, безусловно, важна, но в последние полтора века христиане не раз претерпели смену парадигм: например, при отмене рабства в конце XIX века и при рукоположении женщин в XX-м. Новейший этап этих изменений – движение за равные права и принятие гомосексуальности. К Писанию следует подходить «со всей серьёзностью», но буквальное толкование не всегда уместно (3). Шесть фрагментов Библии, используемые для осуждения гомосексуальности, на деле относятся к таким явлениям как гомосексуальное изнасилование, гомосексуальные ритуалы в языческих храмах, гомосексуальная проституция, гомосексуальное поведение язычников-гетеросексуалов и т.п. Многократно цитируемые отрывки из книги Левит относятся к еврейским законом об обрядовой чистоте, которые к неевреям не применимы. Библия молчит о гомосексуальной ориентации и серьёзных отношениях между гомосексуалами. Библия была написана в донаучное время; её авторы не были знакомы с понятием сексуальной ориентации. Они писали, опираясь на окружавшую их культуру с её ошибочными суждениями. Сегодня нам доступны достижения науки, и исследования, посвящённые человеческой сексуальности, помогают разобраться во многих вопросах. |
«Освобождение» | То же, что и в позиции «Равенство». |
Божий замысел для человеческой сексуальности
Убеждение | Божий замысел |
«Мерзость» | Бог сотворил Еву для того, чтобы она стала женой Адама. Он создал женщину быть спутницей Адама, мужчины. Бог сказал «Нехорошо человеку быть одному» (Бытие 2:18). Это указывает на божий замысел о человеке: мужчина и женщина должны образовать пару и создать семью посредством брака. Иисус подтверждает это в Евангелиях. Апостол Павел также подчёркивает, что мужчина и женщина дополняют друг друга. У каждого – своя роль в семье. Роль мужа – быть защитником и главой семьи, а женщины – забота и послушание. Семейным парам дан наказ плодиться и размножаться. |
«Необходимо изменить сексуальную ориентацию» | Секс допустим в целях размножения, единения духа и души, близости и взаимной поддержки супругов. Он также является архетипом: различия и взаимодополняемость мужчины и женщины имеет вселенское значение и отражает природу Бога. Каждый может испытать чувство завершённости, когда он вступает в верные отношения с представителем противоположного пола. Апостол Павел рассматривает брак между мужчиной и женщиной как образ отношений между Христом и Церковью. |
«Необходимо воздерживаться» | Божий замысел относительно человеческой сексуальности заключается в единении мужчины и женщины посредством брака. Двое становятся одной плотью. Цель брака – не только в размножении, но и в единстве, подразумевающем взаимную духовную, эмоциональную и практическую поддержку. |
«Допустимо в крайних случаях» | Люди, придерживающиеся этого убеждения, считают позицию «Необходимо воздерживаться» идеальной. Для них секс не столько о размножении, сколько о чувстве единения. |
«Равенство» | Большинство взрослых людей считают основной целью создания Богом человеческой сексуальности возможность испытать полноценные, близкие отношения с другим человеком. Она даёт «…путь, для того, чтобы выйти за пределы собственного эгоизма и вкусить настоящей, зрелой любви…сексуальность дана нам не только для спасения, но и для удовольствия» (4). Это часто приводит к совместному решению завести одного или нескольких детей. |
«Освобождение» | Секс – это дар от Бога, источник радости, который требует бережного и ответственного отношения. Нет шаблона сексуального поведения, который подходил бы каждому на любом этапе его жизни. «Квир-богословие освобождения…прислушивается к голосу Духа [Святого], к выразительно звучащей истине, произрастающей из опыта угнетения квир-свообщества…» (5). |
В каких случаях секс допустим с точки зрения нравственности?
Убеждение | Природа гомосексуальности |
«Мерзость» | Секс допустим только в гетеросексуальном браке. Секс вне брака является тяжёлым грехом. Римская католическая церковь пошла ещё дальше: при использовании контрацептивов даже секс в браке считается греховным. Гомосексуальное поведение расценивается как явление намного худшее, чем незаконный гетеросексуальный секс, так как оно нарушает не только нравственный, но и естественный закон, посредством противоестественного использования половых органов. Этот грех стоит в одном ряду с мастурбацией и скотоложством. |
«Необходимо изменить сексуальную ориентацию» | Секс допустим только в гетеросексуальном браке, так как это единственное пространство, в котором мужчина и женщина могут дополнять друг друга, исполняя брачный обет. Использование контрацептивов не возбраняется, но ожидается, что семейная пара заведёт детей. |
«Необходимо воздерживаться» | Секс допустим только в гетеросексуальном браке. Использование контрацептивов не возбраняется. |
«Допустимо в крайних случаях» | Согласно Божьему замыслу, секс был создан для гетеросексуальных пар, состоящих в браке. Это идеал, к которому могут стремиться и гомосексуальные пары, находящиеся в долгосрочных, верных отношениях. И, хотя это положение дел далеко от идеала, в подобных обстоятельствах секс допустим. Это аналогично ситуации с разводами: вариант не лучший, но в нашем грешном мире его приходится принимать, так как альтернативы разводу – ещё печальнее. |
«Равенство» | Секс имеет место быть в долгосрочных, верных отношениях, если он безопасен, основан на взаимном согласии, ненасилии и отсутствии эксплуатации, а также направлен на личностный рост партнёров и укрепление их отношений. Это относится как к гетеро-, так и к гомосексуальным парам, в браке и вне его. |
«Освобождение» | «Вступать в сексуальную связь, разрушительную для вас или вашего партнёра, опасно и неэтично» (6). Все прочие формы половых контактов допустимы. Одна из таких форм – секс по обоюдному согласию в долгосрочных отношениях. Случайная половая связь допустима, если «целью связи было взаимное удовлетворение и партнёры признают друг друга личностями» (7). Это относится как к гетеро-, так и к гомосексуальным парам, в браке и вне его. |
Источники
1. Л.Р. Холбен «Что христиане думают о гомосексуальности: Шесть характерных точек зрения» («What Christians think about homosexuality: Six representative viewpoints,» Bibal Press, (1999))
2. Льюис Смидс «Секс для христиан: границы и свободы сексуальной жизни», Eerdmans (1976) *
3. В. Норман Питтенгер «Время обоюдного согласия», SCM Press (1976) *
4. Цит. соч., Холбен, стр. 173
5. Цит. соч., Холбен, стр. 205-206
6. Майкл Валенте «Секс: радикальный взгляд католического богослова», Macmillan (1970)
7. Цит. соч., Холбен, стр. 208
* Цитаты взяты из источника 1
Перевод: Юлия Столярчук