Автор текста — Джон Павловиц (John Pavlovits), автор блога «То, что нужно сказать».
«Любить грешника, ненавидеть грех».
Редко в истории встречалась фраза, которая меньше соответствовала бы учению Иисуса и была бы большим искажением Библии, чем эти четыре слова.
Вред, который эта фраза нанесла миллионам людей по всему миру и восприятию христиан, не может быть посчитан. Справедливо одно: это стыдная фраза, это грех, это искажение — и вот почему:
1) Иисус никогда этого не говорил
Множество христиан хочет, чтобы мы верили, что Иисус полностью поддерживает «Любить грешника, ненавидеть грех», но простая правда в том, что он никогда не заповедовал ничего подобного в Писании. Иисус кристально ясно говорил в своем учении о призвании к любви: любви к Богу, к ближнему и к самому себе, к врагу — жертвенно, странно, беспрестанно — но всегда без оговорок и исключения. Он никогда не удерживал людей от близости и братства с ним из-за какого-то факта их биографии (а ведь только он может принимать решения в этом вопросе).
Поддерживающие концепцию «Любить грешника, ненавидеть грех», спросят риторически: «Но разве Иисус не проповедует против греха, и, следовательно, не ненавидит его? Разве ненависть ко греху — не послушание?» Иисус всегда говорил с людьми об их собственных жизнях, об их собственных грехах. Какое бы искупление этих грехов Иисус не предлагал, это всегда было ради них и для них, и ни для кого больше. Его слова никогда не произносились для того, чтобы определять поведение других и их моральное состояние — только для того, чтобы посмотреть на самих себя. Любое изменение поведения, внутренних убеждений — между Иисусом и теми, кто слышит его слова. Мы не должны играть в посредника между Христом и другим человеком. Наша задача — кормить голодных, исцелять больных и заботиться о тех, кто повстречался нам, во имя Его.
К сожалению для тех, кто «любит грешника, ненавидит грех», Иисус заповедует нам любить людей — и все.
2) Это трусливо и морально несостоятельно
Давайте будем честны. Когда бы христианин не использовал фразу «любить грешника, ненавидеть грех», он употребляет ее в контексте гендерной идентичности и сексуальности, и это показательно само по себе. Не то чтобы верные христиане проводили всю жизнь, ведя себя так, как явно предписывает «любить грешника, ненавидеть грех». Не то чтобы они бесконечно копаются в Писании и применяют свои теологические изыскания, чтобы осуждать грехи тех, кто находится рядом с ними — тех, кто ворует, прелюбодействует, любит деньги или пьет алкоголь. Если бы они действительно любили этих грешников и ненавидели эти грехи так же и относились бы к ним так же, как к ЛГБТ-сообществу, попросту никому не хотелось бы находиться рядом с ними, и они остались бы в полном одиночестве. «Любить грешника, ненавидеть грех» — упражнение в выборочном, субъективном осуждении и прицельной дискриминации, прячущейся за праведность.
Если вы христианин и собираетесь дискриминировать людей на основании их гендерной идентичности и сексуальной ориентации, можете прямо так и сказать. Присвойте себе свой дискомфорт и ненависть. Прятаться за «любить грешника, ненавидеть грех», использовать Христа для оправдания такого поведения — трусость.
3) Это убивает отношения
В сердце утверждения «любить грешника, ненавидеть грех» лежит идея того, что гендерная идентичность и сексуальная ориентация — это выбор. Люди, «любящие грешника и ненавидящие грех», верят, что человек принимает решение сделать что-то греховное, но вместе с тем, они утверждают, что способны каким-то образом разделить сексуальный акт (который они презирают) от человека, вовлеченного в этот акт (которого они якобы любят). Мне действительно было бы интересно понять, как это работает на практике, но я сомневаюсь, что это актуально.
Неважно, что гендерная идентичность и сексуальная ориентация для всех нас — нечто куда большее, чем просто физический акт, который мы совершаем.
Вообще, греховное действие тут не главное. Можно расходиться с теологической точки зрения, но нельзя отрицать того, что в основе жизни Иисуса и его служения — то, что он привлекал людей, слушал их, касался их, преломлял с ними хлеб, плакал с ними, как с равными.
Когда последователь Христа утверждает, что любит грешника, но ненавидит грех, он говорит ЛГБТ-человеку две вещи:
Первое — что он или она знают о теле и сердца человека куда больше, чем человек знает сам.
Второе — что он или она считают ЛГБТ-человека неправильным, злым, греховным. Я не уверен, что все, кто произносят фразу «любить грешника, ненавидеть грех», имеют хоть малейшее представление о том, какой вред она наносит. Думаю, если бы они понимали это, то видели бы, что в ней нет Иисуса.
Сказать ЛГБТ-человеку: «Я люблю тебя, но ненавижу твою сексуальность» — все равно что сказать кому-то: «Я люблю тебя, но глаза у тебя отвратительные», или: «Я люблю тебя, но ненавижу как ты смеешься», или: «Я люблю тебя, но веснушки у тебя на плечах — это мерзость».
«Любить грешника, ненавидеть грех» — это не выход, это не гармоничная фраза, это фраза, полная ненависти, и через нее нельзя сблизиться с другими людьми или начать диалог. Она только разрушает отношения, которые создал Иисус, даже с теми, с кем мы не согласны.
Есть еще множество причин, по которым надо забыть эту фразу и перестать ее использовать, но это хорошее начало.
Мы говорим о важных вещах, об очень сложных проблемах, связанных с очень разнообразными людьми. Все это заслуживает чего-то получше, чем дешевая, оскорбительная фразочка.
Я люблю вас, христиане, но я ненавижу как вы «любите грешника, ненавидите грех».
По материалам Stuff that needs to be said
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: