Фундаменталисты утверждают, что «возвращаются к истокам христианства», хотя на самом деле читают Библию так, как это делалось в девятнадцатом веке. Мало кто из них беспокоится о ранней церкви, Писаниях, католических традициях, Августине, арианской ереси, энцикликах… Фундаменталисты хотят быть фундаментальными во всем, кроме одного — «возлюби ближнего своего».
А еще хотелось бы, чтобы фундаменталисты стали «фундаментальными» в следующих вопросах:
1. Права женщин
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
Галатам 3:28
Почему фундаменталисты не любят этот стих:
Хотя правые христиане часто утверждают, что Библия поддерживает их абсурдные идеи о гендерных ролях (точно так же, как Библия поддерживала запрет межрасовых браков), эти утверждения давно оспорены богословами. Обычно, если вы слышите объяснение того, почему женщины должны сидеть дома, оно основано на неверном прочтении Павла.
В отличие от Павла, Христос мало беспокоился о сексуальных нормах. Куда больше его интересовала борьба с угнетением. Фундаменталисты хотят, чтобы женщины были покорными и зависимыми, но Иисус против этого. Иисус хвалит женщину, которая требует справедливости от судьи — надо заметить, она делает это во времена, когда женщины не могли свидетельствовать в суде. Во всех четырех историях Воскресения именно женщины первыми приходят к могиле Иисуса. Иисус разговаривает с самаритянкой и хвалит Марию Магдалину за то, что она его слушает (Лука 10:38-42).
2. Иммиграция
Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш.
Левит 19:33-34
Почему фундаменталисты не любят этот стих:
Фундаменталисты ксенофобны: религиозный фундаментализм — реакция на мультикультурализм либеральной демократии. Вместо того, чтобы стремиться к общности всех людей, религиозные хотят племенных общин, закрытых для людей с другими верованиями, культурами и обычаями.
«И приду к вам для суда и буду скорым обличителем <...> тех, которые удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф» — Малахия 3:5
3. Война
В двух Евангелиях Иисус говорит свои последователям:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».
Матфей 5:38-42, Лука 27-30
Еще в Евангелии от Матфея Иисус говорит:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Почему фундаменталистам не нравятся эти отрывки:
Фундаментализи, и как религиозное, и как политическое течение, противостоит современной культуре.
В прекрасном эссе «Вперед, христианские либералы» Мэрилин Робинсон (Marilynne Robinson) пишет:
«То, что мы сейчас наблюдает, называется некоторыми исследователями третьим пробуждением. Но оно отличается от первых двух: оно полно набожного отвращения к так называемой культуре.
Предыдущие «Великие Пробуждения» были обращены внутрь, они видели грех внутри себя, новое же смотрит вовне и видит грех в широкой культуре. Светское — это зло, церковь свята. Потому современный религиозный фундаментализм тяготеет к ксенофобии, гомофобии, сексизму и т.д. Движущие силы фундаментализма — страх и отвращение».
Фундаментализм склоняет некоторых религиозных людей к предупредительной «религиозной войне». Как ни странно, в христианской традиции есть теория справедливой войны, которую развивал Фома Аквинский. Эта теория осуждает войны — кроме тех случаев, когда абсолютно все остальное не сработало. Кроме того, такая война подразумевает справедливое отношение к пленникам (и особо осуждает пытки).
Фундаментализм мешает религии
Христианство не противоречит науке, оно не стремится вовлекаться в буржуазную политику. Христианство (как и многие другие религии) стоит выше политики, оно борется за социальную справедливость. Вспомните Мартина Лютера Кинга, Десмонда Туту, Нельсона Манделу, Махатму Ганди — на всех этих людей повлияла религия. Иисус видел, что мир поработило угнетение. Он, как и все великие реформаторы, стоял на стороне угнетенных. Фундаментализм — новое явление, он очень далек от христианства. Настоящее христианство предлагает нам доктрину куда лучше — доктрину социальной справедливости, любви и равенства.
По материалам Huffington Post
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: