В прошлом многие люди, такие как Дэвид Тернер (David Turner) подвергались агрессивному физическому воздействию — например, электрошоковой терапии и гормональной кастрации — как части репаративной терапии. Не все выживали после этих процедур. Сегодня репаративная терапия чаще всего принимает форму психотерапии с целью «превратить» гомосексуального человека в гетеросексуального. Даже в этом случае человеку можно нанести достаточно вреда, чтобы он или она покончили с собой. К репаративной терапии могут обращаться не только родители ЛГБТ-детей, но и сами представители ЛГБТ, которые видят в ней возможность уйти от стигматизации. И это больше чем что либо еще говорит о том, насколько сообщество дискриминирует людей, и сколько вреда наносит интернализированная гомо- или трансфобия.
Что происходит во время репаративной терапии?
Раньше электрошоковая терапия (которая могла привести к потери памяти), гипноз и введение препаратов, вызывающих тошноту часто использовались как часть репаративной терапии. Пока человека подвергали этим процедурам, ему показывали гомосексуальную эротику. Эти методы потеряли популярность и сменились разрушительными психологическими консультациями. Человеку промывают мозги, чтобы он поверил, будто гомосексуальность вызывается «недостатком мужского внимания в детстве» или травмой «отсутствия отца и гиперопеки матери». Когда человеку внедряют такие идеи, они изолируется от своей семьи и покружается в депрессию, основанную на ненависти к себе.
Без правил
Не существует пособий или правил, по которым различные организации осуществляют подобное «лечение», которое в итоге может принимать любую форму — от простых разговоров до пыток. Пострадавшие от таких практик редко говорят об этом опыте, потому что приводит к дополнительной травматизации.
Как возникла репаративная терапия?
Ойген Штайнах (Eugen Steinach), австрийский эндокринолог, работавший в двадцатые годы и печально прославившийся сомнительными экспериментами на половых железах, стал первым утверждать, что может изменить сексуальную ориентацию человека через трансплантацию половых органов «зараженного» человека; его идеи нашли отклик. Что интересно, Фрейд, известный своими сексистскими взглядами, открыто поддерживал гомосексуальность. Так, он сказал: «Гомосексуальность — это не преимущество, но это и не то, чего стоит стыдиться, не отклонение, не деградация; ее нельзя назвать болезнью».
Когда-то репаративная терапия была закреплена в законе некоторых самых прогрессивных стран мира. Например, Алан Тьюринг, отец современного программирования, подвергся гормональной кастрации. Лечение ввергло его в депрессию, и через несколько лет он покончил с собой. О многих менее известных людях мы не знаем ничего. Только когда стало ясно, что даже пыточные методы ни на йоту не меняют ориентацию человека, люди стали понимать, что гомосексуальность — это не извращение.
Глобальный сценарий
Американская ассоциация психологов стала одним из первых институтов, исключивших гомосексуальность из списка болезней в 1974 году. Сегодня в США репаративная терапия законодательно запрещена в Калифорнии, Нью-Джерси, Иллинойсе, округе Колумбия и в Вермонте. Многие штаты начинают обсуждать введение подобного запрета. Недавно Министерство здоровья Израиля выпустило заявление против этой практики, где утверждалось, что «сексуальные наклонности — часть идентичности человека; их нельзя лечить или менять».
В Великобритании гомосексуальность была декриминализована в 1967 году, но старые предрассудки умирают медленно. Согласно исследованию, проведенному в 2009 году, из 1300 опрошенных в Великобритании психотерапевтов, 16% пытались проводить репаративную терапию.
Идея репаративной терапии существует и в Индии. Известный инструктор йоги и политический деятель Баба Рамдев недавно заявил, что он может вылечить гомосексуальность при помощи йоги.
В Китае также существует репаративная терапия, причем в наиболее жестких формах. Вопреки всем попыткам активистов прекратить эти практики, людей до сих пор могут «лечить» электрошоком.
Кто проводит эту терапию?
В основном конверсионная терапия проводится под эгидой фундаменталистских религиозных групп. Медицина, включая психиатрию, отвергает такие практики. Доктор Джек Дрешер (Jack Drescher), психиатр из Нью-Йорка, много писал о репаративной терапии и назвал ее «концентрированным выплеском гомофобии». Многие организации, занимавшиеся репаративной терапией, были закрыты. Организация Экзодус Интернешнл (Exodus International) закрылась и принесла официальные извинения ЛГБТ-сообществу. Президент Экзодуса, Алан Чемберс (Alan Chambers), пошел дальше и заявил, что организация не смогла изменить сексуальной ориентации 99,9% своих пациентов.
В основе идеи о том, что человека можно «исправить» лежит предпосылка, что человек «неправилен» или болен. Люди, занимающиеся репаративной терапией, вымогают у людей огромные суммы денег, причиняют физический и моральный вред, а также способствуют поддержанию мифа о то, что гомосексуальность это болезнь.
По материалам Huffington Post от 1 июня 2016 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: