Радостно? Кто сказал, что быть христианином должно быть радостно? Это будет так, если мы определим христианина как человека, признающего Иисуса Христа своим Господом. Он принимает нас, но вот многие другие (включая и многих других христиан) — нет. И совсем безрадостно выяснять различия между нами.


Жизни трансгендерного христианина и гомосексуального христианина во многом схожи. Мы сталкиваемся лицом к лицу со многими одинаковыми проблемами, но в то же время есть и своя специфика. В некотором смысле эти проблемы ничем не отличаются от тех, с которыми сталкиваются или сталкивались другие люди, например, чернокожий американец, посещавший «белую» церковь в 1900-м году. «Почему они отвергают меня?», «Чем я отличаюсь от них?», «Почему Бог сделал меня таким?» — ни один из этих вопросов не внушает особой радости.

Обычно первый опыт трансгендерности возникает как шокирующая конфронтация с одним из родителей: «Нет, ты НЕ ХОЧЕШЬ быть девочкой! Прекрати это повторять, а то папа тебя отшлёпает!». Или когда группе детей говорят: «Итак, детки! Девочки идут налево, мальчики — направо. Робби! Учись слушать! Я же сказала: мальчики — НАПРАВО!». Вообще, я-то слушал. Но вот они — не слышали меня, и это распространенная проблема трансгендерных детей.

Разница между трансгендерным и гомосексуальным человеком не только в присутствии дилеммы при социальном и межличностном взаимодействии, но и в том, что трансгендерные люди обычно находятся в конфликте с реальностью как таковой. С раннего возраста им говорят не то, что они чувствуют или во что верят или воспринимают не теми, кем они являются. Их буквальное понимание «себя для себя» и «себя для других» находится под ударом, и им приходится вести себя как кто-то другой — как некто, обладающий «этим другим» полом.

В детстве меня часто отвергали или преследовали сверстники. Казалось, что есть небольшая группа «нас» — тех, кто, в конце концов, оказывался вместе. Мне повезло: с младенчества до окончания школы я рос в одном и том же окружении, и сейчас я могу оглянуться и проанализировать развитие многих «из нас». Я знаю, что многие обнаружили свою гомосексуальную ориентацию в разное время полового созревания. Я подозреваю, что те, с кем контакты полностью или частично прекратились, были трансгендерными людьми. Некоторые по-прежнему находятся в стадии полного отрицания (и я помню слишком многое о них!). Некоторые внешне оказались нормальными, приятными семейственными парнями. Возможно, они просто неискренны со мной.

Недавно я пересекся со старым другом, в трансгендерности которого был уверен: именно он на встрече бойскаутов в отчаянии кричал: «Мы — ДЕВЧОНКИ! Мы — ДЕВЧОНКИ!». Тренеры скаутов внушали нам многословные ожидания о «мачо-поведении», которые довели моего приятеля до истерики. Однако я был удивлен, обнаружив его сорокалетним семьянином, посещающим весьма консервативную христианскую церковь и ведущим традиционный образ жизни. И к моему удивлению он всё еще участвовал в скаутинге!

Однако для многих из нас история нашей жизни может повторить его путь — до тех пор, пока мы, в конце концов, не «выгорим дотла». Можно дискутировать о том, чем на самом деле является положение моего друга: иллюстрацией «излечения» через христианское послушание или еще одним примером того, через что мы проходим, пытаясь пристроиться и быть «нормальными» в нашей половой роли. Однако многие из нас воспринимают это время как года экстремального самоотречения и подавления.

Жизнь трансгендерного человека также отличается от жизни гомосексуала в том смысле, что человек воспринимает себя как представителя другого гендера. Гендерная идентичность совершенно отлична от сексуальной ориентации, хотя некоторые трансгендерные люди гомосексуальны. Взаимодействие этих двух факторов приводит к дальнейшим сложностям для человека. Это не просто вопрос осознания факта: «А я гей!». На кону — вся жизнь и существование, и часто человек даже не подозревает о том, что происходит, так как тотальное усиление его самовосприятия было изначально и настойчиво определено другими, до тех пор, пока человек окончательно не сдался под этим натиском.

Каждый трансгендерный человек справляется со своей дилеммой по-своему, хотя есть некоторые общие схемы. Те, кто с детства до полового созревания твердо уверен в своей принадлежности к противоположному полу, прибегают к операции по коррекции пола. Часто такие люди также являются геями — их привлекают люди своего физического пола, и они воспринимают себя как представителей противоположного. Иногда они проходят через период, когда им кажется, что они гомосексуальны, тогда как другие никогда не назовут себя гомосексуалами, однако будут видеть себя гетеросексуалами, «помещенными» в тело не того пола.

Те, кто как-то справляется и находит в себе силы попытаться устроить успешную жизнь в своем приписанном гендере, проходят в чем-то подобный путь. Они пытаются заставить себя стать «настоящим мужчиной» или «настоящей женщиной» и жить в соответствии с этим определением общества. Данное обстоятельство часто приводит к ранним бракам в попытке «быть нормальными» в своем приписанном гендере и сексуальной функции. Эти люди часто строят карьеру, которая требует высокой ролевой активности. Многие мужчины, например, находят себя в военном деле или в полиции. Женщины стремятся стать идеальными домохозяйками. Обычно под этим всем скрывается отчаянный крик о принятии.

Те, кто пытается жить в присвоенной им роли, зачастую полагаются на религиозную веру или убеждения для того, чтобы укрепить и усилить себя в роли, назначенной социумом. Таков был мой путь. В позднем подростковом возрасте я пережил драматичный духовный опыт или просветление. Оглядываясь назад, я понимаю, что это была моя вырывающаяся наружу женственная сторона, позволившая мне осознать, что я был полностью принят Господом таким, какой я есть, и что христианское духовное учение (в противоположность его традиционному религиозному выражению) совпало с тем, что было мне внутренне присуще — с моей заботливостью, служением, самоотдачей и поддержкой.

К сожалению, эти качества, наиболее влияющие на мою жизнь для постоянного служения Господу, постепенно привели меня к тому, чтобы соответствовать ожиданиям других. Я начал посещать семинарию (и я благодарен ей), в которой стал терять ощущение себя самого и своей духовности, в то время, как она усиливалась в сторону мужской роли в процессе становления «мужчиной по Божьему замыслу».

Задыхаясь в духоте пастората, я задавался вопросом: как же мне, по крайней мере, остаться экспрессивным, творческим и духовным человеком. В конце концов, я пробыл армейским капелланом в течение девяти лет. В этой более широкой социальной обстановке никто бы не стал за меня определять мои духовные или религиозные убеждения. Однако я весьма преуспел в том, чтобы позволить армии «превратить себя в мужчину». Я прошел через богатый опыт и обучение. Но также я почувствовал, что начал разваливаться на части, когда отчаянно пытался ухватить понимание «истинного себя» перед Богом в корне моей духовности, где я впервые обнаружил Его или, точнее, где Он впервые выразил волю показать мне свой Дух и Истину. Я и не подозревал, насколько моя духовность была переплетена с моей женской психикой и самоидентификацией.

В конце концов, я убежден, что все те из нас, кто попытался встать на этот путь во взрослом состоянии, приходят к точке, где мы либо обжигаемся и разбиваемся при попытках разрешить свою дилемму, либо находим способ прожить остаток своей жизни в полном самоотречении — живя в соответствии с навязанными извне представлениями о нас самих.

Трансгендерные люди входят в группу риска совершения самоубийства. В последнее время, по мере осознания обществом самого факта существования трансгендерныз людей и оказания им поддержки, многих удалось спасти от этой трагедии. Постоянное испытание на прочность своей сущности накладывает определенный отпечаток на личность, и я сожалею о доведенных от полного отчаяния людях, совершающих самоубийство. Однако я настолько же сожалею и о тех, чья половая идентификация находится под вопросом, но кто всю жизнь живет в отречении или неосознанности того, что именно постоянно гложет их изнутри. Они борются за принятие себя обществом, однако могут не до конца осознать почему. Мой приятель, возможно, один из таких людей.

Однако как христианин, я еще больше сожалею о тех, кто живет в самоотречении и использует свои верования для усиления навязанной извне половой роли и самоопределения. Я чувствую, что они никогда не найдут истинной свободы, которую может дать Господь, и никогда не испытают полное принятие и всепрощение, которое дается нам во имя Иисуса Христа, когда мы стоим перед ним полностью раскрыты и обнажены, каковые мы есть на самом деле. Избегание самоубийства или самоосознания путем пожизненного заключения в несвойственной роли — это, по моему мнению, не то, что задумывал Бог для нашей жизни. Вероятно, это то, где, к сожалению, находится мой приятель.

При этом неудивительно, что многие так никогда и не находят себя. Половая идентификация — это не выбор, он обусловлен перед рождением, однако не настолько очевиден наблюдателю извне. Обычно он определяет формирование мозга, в котором половая идентификация фиксируется на шестой или седьмой неделе эмбрионального развития! Так как мозг мужчины и женщины сильно отличается по структуре и функциям, помещение «не того» мозга в тело мужчины или женщины аналогично тому, как мы пытаемся вставить видеокассету в проигрыватель компакт-дисков, создавая беспорядок и конфликт. Многие, приходящие к вопросу «Почему я такой?», способны избежать этого. Они проживают свою жизнь в адаптации, но не в росте. Хочется надеяться, что большие усилия в освещении этих вопросов половой идентификации в будущем откроет дверь к самоосознанию и самопринятию для многих, так же, как и к принятию их в обществе.

В каком-то смысле я чувствую, что Господь послал мне этот дар (как некоторые могут назвать это) или проклятие (как это назовут другие) в качестве испытания, нацеленного на мой рост и мое предназначение в Боге. И это имело свои благословения и свою боль. В большинстве всех конфликтов боль становится очевидной. Однако я могу теперь проследить благословения и радости в моей прошлой жизни в том, что я транссексуален — рожденный в теле мужчины с мозгом женщины, а также многими женскими физическими чертами (сколько еще шестиклассников займут второе место в соревновании «самые большие груди»?!).

Неудивительно, что многие отказываются от своей веры и повсеместно ищут ту религиозную или духовную систему или бессистемность, которая позволит им определять себя такими, какими они есть и которая полностью примет их. Даже тем из нас, кто предпочитает выбрать христианство, трудно найти полное понимание, будь то в церкви или в семье, или полное принятие самих себя перед Богом в свете наших верований или заученных догм. Признание Иисуса Христа Господом нашим представляет собой дополнительное измерение, которое во много раз более сложно для транссексуалов, но которое также может стать и весьма вознаграждающим, когда мы, наконец, обретаем свой путь в Боге.

Найти определение транссексуала уже трудно само по себе. Кроме определений, даваемых медицинскими и психиатрическими сообществами, существуют термины, используемые внутри сообщества транссексуалов, которые иногда пересекаются, но имеют разные определения. Как тут не запутаться!

Научное определение нашего состояния называется «половая (гендерная) дисфория», которая определяется как «…стойкое убеждение в принадлежности к противоположному полу или желание быть его представителем… [а также] постоянный дискомфорт от предписанного биологического (социального) пола или чувство неадекватности половой роли этого пола».

Существуют «кроссдрессеры» (переодевающиеся в одежду противоположного пола), некоторые из них считают себя транссексуалами, а другие — нет. Эти люди — обычно гетеросексуальные или бисексуальные мужчины, которые не хотят менять свой биологический пол, но которым нравится переодеваться в женщин или подражать их поведению. Термин «трансвестит» обычно описывает тех геев, которые являются вызывающе броскими, обычно чтобы привлечь очередного любовника.

Существуют «транссексуалы» — и я уверен, что большинство из тех, кто называет себя «трансгендерными», являются транссексуалами или по определению кросс-гендерными. Однако СМИ и поп-культура определяют их как тех, «кто сделал операцию по перемене пола». На самом деле, лишь 10% от всех транссексуалов когда-либо прибегают к операции.

И, наконец, есть остальные, кто предпочитает называть себя «трансгендерными» по ряду причин. Это те 90%, которых я бы назвал транссексуальными или кросс-гендерными. Это люди, которые используют миллиарды способов, чтобы выразить свой пол. Некоторые просто-напросто прибегают к переодеваниям, так как семья, работа, медицинские показания или другие причины не позволяют им сделать операцию. Некоторые позволяют себе проявлять свой «другой» пол в приватной обстановке, но не в обществе. Остальные полностью перевоплощаются без операции и затем живут как представители противоположного пола.

Где же среди этих людей христиане? Везде. Я знаю христиан во всех уголках транссексуального мира: кроссдрессеры, послеоперационные транссексуалы, воздерживающиеся из-за семьи транссексуалы, полностью перевоплотившиеся в другой пол тансгендерные, а также те, кто днем живет одним полом, а ночью — другим.

Быть христианином и транссексуалом одновременно не должно накладывать каких-либо определенных требований или решений на половую дилемму человека. Так что же отличает христиан-транссексуалов от всех остальных? Несколько вещей.

Во-первых, это принятие Иисуса Христа Господом нашим и поиск своего духовного пути не внутри себя, а в прочувствованной, подчас причиняющей боль и беспокойной борьбе в молитве — и это будет подходящим откликом на чувство, что Бог принимает нас. Однако то неприятие, касающееся нашего тела, на которое мы наталкиваемся при общении с другими и с собой — это то место, где происходит борьба за воцарение Господа. Кто-то может сказать, что наиболее распространенным опытом транссексуальных мальчиков будет молитва: «Боже, сделай, пожалуйста, так, чтобы я проснулся девочкой!». По крайней мере, это будет первым шагом, преисполненным верой.

Многих транссексуалов к потере веры приводит психологическая травма при обнаружении несоответствия между собственным ощущением себя и той половой роли, которая настойчиво навязывается нам вкупе с распространенным отталкиванием в ближайших социальных «группах поддержки» — среди родителей, друзей, родственников и в церкви. Ежедневно встречаемый недостаток принятия способен привести к тому, что человек уже не видит той всепоглощающей и всепрощающей любви, которая даруется ему через Христа. Возможно, именно поэтому Иисус уделял повышенное внимание в своей земной миссии к отверженным и униженным.

Транссексуальные люди часто обращаются в спиритизм, универсализм, колдовство или любую другую «духовность», в которой они вероятнее всего смогут найти прибежище. По своей природе такие люди имеют склонность быть духовными. И они находят способ проявить её в любой системе или учении, которые не будут отвергать их.

Взгляните на людей, собравшихся в любой обычной церкви. Вероятнее всего вы заметите, что среди них присутствует непропорционально большое количество людей женского пола. Кажется, что-то есть в женском устройстве мозга, делающее женщин более открытыми к духовности. Мужской мозг чаще всего использует одно полушарие в данный момент времени, концентрируясь на текущей задаче. В женском мозге преимущественно работают оба полушария. Именно поэтому женщины иногда кажутся нелогичными — они просто обрабатывают больше данных в различных измерениях! Поэтому такая структура мозга приводит к возникновению понятия «женская интуиция». Мозг женщины видит дальше очевидного и ощущает за пределами пяти чувств. Именно это обстоятельство объясняет предрасположенность женщин к духовности как к неизвестному или невидимому измерению.

Пойдем дальше: в каждом человеке есть свой собственный баланс женского и мужского. Существуют мужчины, имеющие большую склонность к женским чертам, однако они не являются транссексуальными. Такие мужчины чувствуют тебя прекрасно как представители мужского пола. То же самое относится и к женщинам: встречаются представители женского пола с ярко выраженными мужскими чертами, однако их не тяготит врожденный пол. Режиссеры голливудских фильмов и телешоу обожают показывать таких нетипичных людей: например, «крутая» женщина-сержант, выкрикивающая армейские приказы или мужчина-домохозяйка.

Здесь я должен признаться, что практически весь мой опыт и обучение в области транссексуалов касается преимущественно тех, кто биологически является мужчиной (обычно их называют «mtf»). Несмотря на все мои усилия, мне редко встречались трансcексуалы-женщины («ftm»). Я не могу ответственно говорить о причинах или путях их транссексуальных чувств, однако, могу предполагать, что вопросы остаются теми же. У транссексуальных мужчин черты противоположного пола часто выражены весьма ярко (моя личная небольшая статистика показывает, что таких мужчин среди транссексуалов около 96 процентов), а черты своего пола — очень слабо (5 и меньше процентов). Такие люди не так заметны и очевидны в обществе на первый взгляд, как это принято считать.

Таким образом, я не был сильно удивлен, обнаружив исследование, которое показывало зависимость уровня тестостерона и карьеры: пасторы и священники, согласно этому исследованию, имели наименьший уровень тестостерона. Должно быть, есть нечто биологическое, объясняющее склонность людей к духовности. Возможно, это структура мозга или немного другая область — гормональный баланс, что делает нас уникальными созданиями перед Богом.

Однако для христиан-транссексуалов духовный путь осложняется не только при выражении наших сексуальных предпочтений (что также присуще геям), но также и во всеобщем представлении себя для других. Христианин-гей может быть похожим на «нормального» человека и выражать свою сексуальность дома, в приватной обстановке. Христианин-транссексуал нагружен разрешением дополнительной проблемы: чтобы быть в духовности и истине перед Богом тем, кем он является на самом деле, всё его существование — тело, социальная роль и жизнь на земле — находится в конфликте. К сожалению, даже если он полностью разрешает эту дилемму посредством операции и полного перевоплощения в представителя противоположного пола, часто он обнаруживает, что прошлое его преследует, а церкви отвергают.

Многие геи обнаруживают, что их выражение себя в социуме находится под ударом; геи и транссексуалы во многом схожи, и это сходство может привести к тому, что на них будет навешан ярлык «женоподобных». Я по-прежнему часто пью из кружки, оттопырив мизинец, и слышу множество колких шуток в свой адрес; это было так, даже когда я весьма успешно воплощал роль обычного мужчины. Многие из таких черт присущи как геям, так и транссексуалам.

Однако для того, чтобы транссексуал «вышел из чулана» или хотя бы был честен с самим собой (не говоря уж о Боге!), самовыражение и изменения, которые происходят при этом, будут еще более веской причиной для того, чтобы общество и особенно церковь отвергли его. Я неоднократно слышал истории о том, как посещение транссексуалом церкви «в образе женщины» вызывало возмущение тех членов паствы, которые были геями и лесбиянками; они возмущались тем, что такой человек сводит на нет все духовные достижения этих людей в церкви! Что они не могут осознать, так это тот факт, что появление геев и лесбиянок в пастве должно было создать благоприятный климат для еще более сложной задачи — принять в паству транссексуала!

Я вижу принятие транссексуальных людей как закономерный шаг в духе гей- и лесби-сообществ, а также как высшее достижение, но не отклонение. Многие транссексуалы, также как и геи, могут рассказать друг другу ужасные истории о поиске взаимопонимания между их собственными церквями, который приводит к отвержению, потере позиций или, что случается чаще, вышвыриванию из церкви как геев, так и транссексуалов. Из-за такого неприятия все эти люди находятся на грани риска.

Так как многие церкви и традиционные уклады видят в транссексуалах часть геевского стиля жизни, кажется, что если они отвергают геев, то они должны также отвергать и транссексуалов. Если церковь концентрируется на «духовной доктрине», тогда вероятность отвергнуть любой из этих стилей жизни практически стопроцентна. Если же церковь способна сфокусироваться только на всепрощающей любви Господа и спасение верующего, тогда всем нам предоставляется шанс найти там место для молитвы, братства и принятия.

Ирония в том, что помимо борьбы с Писанием, церквями и отвержением, многих транссексуалов не принимают даже в среде геев! Ну, возможно, не среди геев как людей, а в смысле выражения гомосексуальной активности. Обычно это основано на их понимании тех стихов Писания, которые традиционно используются для осуждения однополого секса. И хотя эти транссексуалы могут прийти к согласию с Богом, они могут по-прежнему испытывать трудности с Писанием, если традиционно консервативно относятся к толкованию Библии.

Другие, как я, искали понимания среди геев по нескольким причинам. Во-первых, на мужчин-транссексуалов часто нападают в детстве с обвинением в том, что мы геи только оттого, что у нас одинаковые способы самовыражения, язык жестов и интересы. Во-вторых, если мы транссексуальны, но биологически гетеросексуалы, часто геи путают нас из-за биологического пола. Всё это может привести транссексуала к напряженному отношению с геями.

Так что значит быть транссексуалом и христианином? Многое. И у гей-сообщества есть опыт и знания, чтобы лучше понимать нас, и наоборот. Как христиане, транссексуалы, геи, бисексуалы и лесбиянки имеют много общего — наша борьба с самими собой, наш «выход из чулана», наша борьба за принятие в семьях, обществе и церкви, а также наша общая вера и духовность, независимо от того, каким образом мы выражаем их.

Я уверен, что нам предстоит многое изучить друг о друге, и что мы также многим можем поделиться друг с другом. Терпимое отношение к нашим отличиям важно не только потому, что мы служим одному Богу, но и потому что схожи наши страдания и преследования нас из-за того, какими Бог создал нас и какими принимает нас.

Такая терпимость (как минимум) или полное принятие (в идеале), кажется, смогут возникнуть, если мы, во-первых, сфокусируемся на том, чтобы быть христианами, и, во-вторых, чтобы искать сходства. Только тогда мы сможем достичь того, что необходимо сделать для создания терпимости или принятия нас в церкви, теле Божьем, независимо от того, кто является геем, транссексуалом, черным, индейцем, гением, тупицей или просто немного другим человеком!

Русский текст впервые опубликован в сообществе Анти Догма.

Перевод: Руслан Поршнев.