В детстве я обожал Пурим — из-за костюмов и оменташен (треугольное печенье с фруктовой начинкой). Но теперь, когда я стал взрослым светским ЛГБТ-евреем, я ценю праздник еще больше. И вот почему:
— Он о камин-ауте. История такая: персидский премьер-министр, Аман, хочет повесить всех евреев страны; персидская королева, Эстер — скрывает, что она еврейка, и после долгих сомнений решает открыть Королю свою идентичность и попросить спасти еврейский народ. И он это делает. Открывая еврейскую идентичность Королю, Эстер фактически совершает камин-аут. ЛГБТ-идентичности и еврейская идентичность — не одно и то же, но отважное решение Эстер раскрыть эту часть идентичности, несмотря на возможную реакцию — что-то, что мы можем соотнести с собственным опытом.
— Он о том, чтобы постоять за себя перед лицом угнетения. Эстер не только заявляет, что она еврейка, но и требует у Короля пощадить еврейский народ. Такая борьба за своих людей очень похожа на борьбу за права ЛГБТ в наше время. Конечно, не существует общеизвестных планов уничтожить всех ЛГБТ-людей (по крайней мере, не на Западе), но многие люди пытаются ограничить наши права. Пассивная надежда на то, что права достанутся нам сами собой, вряд ли эффективна — в отличие от активных действий и заявлений о том, что мы заслуживаем равных прав и справедливого отношения. Конечно, некоторые не чувствуют себя достаточно безопасно или комфортно, чтобы бороться за права ЛГБТ, и это тоже нужно уважать.
— Важно отметить, что Книга Эстер, в которой описана пуримская история — единственный еврейский религиозный текст, в котором результат событий полностью приписан человеческому вмешательству, а не божественному. Гуманистическая тема Пурима откликается в моем нерелигиозном сердце. Но вне зависимости от того, во что мы верим, идея того, что у людей есть достаточно силы, чтобы бороться с угнетением, очень важна.
— Пурим — о разрушении гендерных норм. Эта история — единственная из традиционных еврейских историй, где в главной роли женщина. И в самой истории, и в том, как мы отмечаем праздник сегодня — много гендерно ненормативного поведения. Вашти — женщина, которая была королевой до Эстер, отказывает Королю, когда он требует, чтобы она ходила голой перед его пьяными друзьями, и борется с идеей подчинения женщины. В наше время многие евреи наряжаются на Пурим в разные костюмы, и многие надевают вещи, приписанные противоположному гендеру. Я часто вспоминаю, как женщина-раввин в моей синагоге однажды нарядилась Мордехаем.
— И множество других причин. В Пуриме есть много прекрасного, не только параллели с опытом ЛГБТ. Я дорожу воспоминаниями о том, как в детстве мы готовили оменташен, наряжались, шумели трещотками, чтобы, согласно традиции, таким образом стирать память злодея Амана каждый раз, когда его упоминают. Взрослые размышления о квир- и феминистских темах праздника только добавляют радости.
Всем евреям, кто читает это — хаг Пурим самеах, счастливого Пурима. Неважно, гетеросексуальны вы или гомосексуальны, трансгендерны или цисгендерны — или ни то, ни другое — это прекрасная возможность гордиться теми, кто мы есть.
По материалам Huffington Post
Автор: Джош А. Гудман (Josh A. Goodman)
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
Следите за нашими новостями!