1. В 1968-1972 гг. латиноамериканская теология освобождения характеризуется подъемом революционного движения и борьбы за социальное и национальное освобождение. Победа правительства Народного единства в Чили, приход к власти патриотически настроенных военных в Перу, Боливии, Эквадоре, Панаме стимулировали активность прогрессивно мыслящих священников. Основы новой теологии заложила книга Гутьерреса «Теология освобождения. Перспективы». Следом за тем в 1972 г. в Чили по инициативе группы священников было создано социально-политическое движение «Христиане за социализм». В заключительном документе, принятом на конференции, признавалась борьба классов, верующие призывались к активному участию в освободительной борьбе во имя построения подлинно свободного и справедливого социалистического общества, что, по утверждению авторов документа, полностью соответствует христианскому вероучению. Сознавая, что официальная церковь стоит на стороне власть имущих, что капитализм не соответствует евангельской заповеди любви к ближнему, участники движения признавали теологию освобождения выражением своего стремления соединить участие в построении социализма с религиозной верой, принимая марксизм в качестве теоретического инструмента, позволяющего раскрыть суть капиталистической эксплуатации и наметить пути выхода из нее. В программном заявлении 80 чилийских священников — основателей движения «Христиане за социализм» отмечалось, что любить бедных означает участвовать в политической борьбе за их освобождение, а любовь к эксплуататорам подразумевает лишение их средств эксплуатации. Видный идеолог движения Д.Джирарди подчеркивал, что в социальной сфере движение христиан за социализм должно принять модель социализма, идентичную марксистской.
Вскоре это движение распространилось в Перу, Колумбии, Мексике, Аргентине, Эквадоре, Уругвае. Во франкистской Испании рядовые христиане создали первое европейское движение «Христиане за социализм». Затем аналогичное движение появилось в Италии, Португалии, Бельгии и Франции, позднее – в ФРГ, Австрии, Нидерландах, США и Канаде.
2. С 1973 по 1979 гг. происходит уточнение основных положений теологии освобождения на базе опыта революционной борьбы против репрессивных военных режимов.
Свержение в результате военного переворота правительства Народного единства в Чили и уход с политической арены патриотически настроенных правительств Перу и Боливии, террор и репрессии вызвали некоторый спад революционно-освободительного движения и наступление реакции во многих странах континента. Но, несмотря на это, все большее число представителей духовенства включается в борьбу против антинародных диктатур.
Появляется множество работ, уточняющих положения «теологии освобождения» на основе практического опыта участия христиан в революционно-освободительных процессах. Начинается процесс объединения теологии освобождения с движением верующих бедняков, объединенных в христианские низовые общины. Теология освобождения приобретает массовую социальную базу.
3. 1979—1985 гг. характеризуются новым подъемом революционно-освободительной борьбы на континенте, вызванным победой Сандинистской революции в Никарагуа. Идет процесс восстановления демократического гражданского правления в Эквадоре (1979 г.), Перу (1980 г.), Гондурасе (1981 г.), Боливии (1982 г.), Аргентине (1983 г.), Уругвае (1984 г.), Бразилии (1985 г.).
Активное участие широких масс верующих и духовенства в Никарагуанской революции явилось мощным импульсом дальнейшего углубления и распространения на континенте основных положений теологии освобождения. Ее идеи начинают находить своих приверженцев и в развивающихся странах Азии и Африки.
Вместе с тем на данном этапе начинается и массированное наступление консервативных сил. Сейчас, когда теология освобождения проникла на все этажи церковной иерархической лестницы и привела к консолидации народной церкви, серьезно обеспокоились и Ватакан, и консервативное духовенство, и власть имущие Латинской Америки, и администрация США.
С 1978 г. католическую церковь возглавил папа Иоанн Павел II, который до конца жизни не переставал быть непримиримым антикоммунистом и антимарксистом. В январе 1979 г. он заявил, что политическое, экономическое и социальное освобождение не совпадает с христианским спасением в потусторонней жизни. В феврале того же года он рекомендовал радикалам осуществить переориентацию на «свободу, данную нам Христом».
Летом 1979 г. Международная теологическая комиссия католической церкви выступила с заявлением «О продвижении человека и христианском спасении», в котором теология освобождения критиковалась как подчиненная марксизму и ориентированная на социалистические страны. Таким образом была сделана попытка отторгнуть теологов освобождения и блокировать сам процесс освобождения внутри и вне церкви.
После посещения Никарагуа в 1983 году Иоанн Павел II распорядился, чтобы Конгрегация доктрины веры занялась специальным изучением обновленческих тенденций в теологии. В послании епископату Африки папа отметил, что церковь не может принять «анализ, основанный на классовых расхождениях и классовой борьбе», так как это «вредит жертвам несправедливости». Предостерегая верующих от политической направленности теологии освобождения, официальная церковь попыталась заменить ее своей версией, основанной на догматической теологии. В 1984 г. была опубликована инструкция «О некоторых аспектах теологии освобождения», осуждающая привнесение марксизма в христианское учение и активное участие священников в политической борьбе. Сторонникам теологии освобождения указывалось на то, что они «недостаточно критически воспринимают концепции, заимствованные у различных течений марксистской мысли». Инструкция была подкреплена дисциплинарными санкциями в отношении идеологов теологии освобождения Густаво Гутьерреса и Леонардо Боффа, а также в отношении занимавших министерские посты в сандинистском правительстве Никарагуа священников – братьев Эрнесто и Фернандо Карденаль, Мигеля д’Эското и Эдгара Парралеса.
Значительная часть епископов мира встретила эту инструкцию молчанием. В левокатолических кругах возникли недоумение, волна протестов. Прогрессисты оценили этот документ как весьма схематичный, чуждый проблемам Латинской Америки, составленный под явным давлением консервативного епископата.
Более дальновидные церковные деятели понимали необходимость приспособления социальной доктрины католической церкви к особенностям развивающихся стран. После четырехнедельного пребывания в Бразилии, Перу, Боливии и Чили архиепископ Малина (Брюссель, Бельгия), кардинал Годфрид Данеелс заявили: «Мы не можем упустить этих людей, мы должны поддержать теологию освобождения».
4. С 1986 г. идет дальнейшее укрепление теологии освобождения в идейном и организационном плане, расширение контактов латиноамериканских теологов освобождения с африканскими, азиатскими и европейскими последователями. Особое значение приобретает вопрос о стратегическом союзе прогрессивно мыслящих христиан с левыми силами в ходе диалога и сотрудничества, в борьбе за демократию и социальную справедливость во многих странах Латинской Америки.
Учитывая неуклонный рост рядов сторонников теологии освобождения в развивающихся странах, Ватикан продолжает попытки ассимилировать теологию освобождения.
Ряд представителей католической высшей церковной иерархии, особенно в Латинской Америке, увидели в теологии освобождения большой прогрессивный потенциал. Сторонники теологии освобождения широко использовали энциклику папы Павла VI «Развитие народов» г.), целиком посвященную проблеме развития.
В 1986 г. вышла вторая инструкция Ватикана — «О христианской свободе и освобождении». В этом документе предпринята попытка синтезировать теологию освобождения с традиционной социальной доктриной католицизма, противопоставить «мифу революции» принципы преобразования общества на основе постепенных реформ. Эта инструкция дает позитивное изложение доктрины о свободе и освобождении, но теологии освобождения противопоставлена альтернативная доктрина, основанная на «христианском учении о человеке».
Проблеме развития посвящена седьмая энциклика Иоанна Павла II — «Забота о социальной действительности» (оглашенная в марте 1988 с датой издания 30 янв. 1987 г.). Она дает новое определение социальной доктрины католицизма, места церкви, ее функций, целей и задач на фоне основных идейно-политических проблем современного мира. Папа подчеркнул, что эта доктрина не является каким-то «третьим путем» между либеральным капитализмом и марксистским коллективизмом и не составляет альтернативу другим, не столь радикально противоположным решениям. Эта доктрина относится не к области идеологии, а к нравственной теологии. Ее основной целью является выяснение действительности человеческого существования в обществе и в международном контексте путем изучения его соответствия или несоответствия Евангелию. Типичным принципом социального христианского учения является: «Блага этого мира изначально были предназначены для всех». Однако «право частной собственности является правильным и необходимым». Оно не нарушает этого принципа, ибо право частной собственности должно служить «всеобщему предназначению благ»..
Церковь вынуждена повернуться к бедным. Впервые в официальном документе католической церкви предлагалось отдать церковные богатства бедным — продать излишки церковных украшений, чтобы дать «многим, лишенным надежды», хлеб, воду, одежду и жилье. Идея «поворота к бедным» (чтобы церковь стала такой же бедной, как Христос и Франциск Ассизский) была высказана папой на Рождество 1988 года, причем он утверждал, что такое решение было принято им еще в октябре 1986 года, во время организованного католической церковью совместного богослужения представителей разных конфессий в Ассизи (Италия).
Что касается развития, то в энциклике сделан вывод, что нынешняя ситуация в мире производит скорее негативное впечатление. Это вызывается, в частности, тем, что увеличивается разрыв между развитым Севером и южными регионами; что существуют различные формы эксплуатации и угнетения; действуют экономические, финансовые и социальные механизмы, укрепляющие состояние богатства одних и бедности других; существуют два противостоящих блока, условно определяемых словами «Восток» и «Запад», что отражается на системе третьих стран, требующих собственного развития, а не втягивания их в мировые идеологии, конфликты. Два мировых блока должны решить разделяющие их конфликты, научиться сотрудничать друг с другом, что может произойти только в том случае, если один и другой существенным образом изменятся.
. В 1988 году, во время очередной поездки по Латинской Америке, Иоанн Павел II повторил, что теология освобождения не должна развиваться исключительно в экономической области или вести к классовой борьбе как к единственно возможному решению, но должна способствовать «полному человеческому освобождению, не избегающему трансцендентности».
Делаются попытки провести в определенном смысле ревизию теологии освобождения, выделяя так называемый «польский вариант», подразумевающий освобождение человека от социализма и коммунизма.
В отличие от традиционной официальной теологии, теология освобождения прежде всего интересуется социально-политическим аспектом (освобождение угнетенных), затем — антропологическим (построение качественно нового общества путем изменения души человека) и только потом — традиционно теологическим (освобождение от греха как корня всякого угнетения). Поэтому теологи освобождения отдают предпочтение общественным наукам и постоянно подчеркивают, что используют марксистские методы анализа, особенно экономического характера (динамику развития капитализма, отношение к транснациональным корпорациям, принцип распределения доходов), а также классовую и идеологическую борьбу, проблему отчуждения, историзм. Их вождем остается Христос, а Маркс для них — «товарищ по пути», как заявили братья Бофф.
Характерно, что для теологов освобождения, в отличие от христианских традиций, бедные — не объект, а субъект освобождения. Эти теологи убеждены, что если угнетенные не возьмут в свои руки дело собственного освобождения, то последнего попросту не будет.
Сторонники теологии освобождения связывают все несправедливости с капиталистической системой и считают грехом страдания народа.
Само освобождение теологи этого направления понимают как трехсторонний процесс, состоящий из социологического анализа, вскрывающего формы эксплуатации, осознания эксплуатируемыми факта эксплуатации и, наконец, многообразной борьбы с угнетателями (от легальной политической борьбы до партизанской войны).
Теологи освобождения поддерживают традиционный христианский догмат о любви к ближнему, видоизменяя его суть: всеобщая любовь возможна только при отсутствии эксплуатации.
Представитель второго поколения теологов освобождения — бразильский францисканец Л. Бофф не считает Маркса ни вдохновителем, ни крестным отцом теологии освобождения. Однако он признает, что Маркс помогает понять логику накопления капитала и сам процесс эксплуатации, а чтобы бороться против бедности и несправедливостей, христианская теология должна лучше знать экономические и социальные механизмы, производящие бедность. Л. Бофф уточнил: «Маркс помог нам понять, что действия религиозного характера не ограничиваются только религиозным аспектом. Они включают и политический, и экономический, и идеологический уровни».
Г. Гутьеррес справедливо констатировал, что Маркс не изобретал классовой борьбы, но лишь проанализировал ее причины. Идею примирения классов теологи освобождения считают самообманом. По их мнению, долг теолога — научить рабочий класс идее о неизбежности классовой борьбы и необходимости включения в нее трудящихся.
По словам Гутьерреса, основной метод теологов освобождения состоит в том, чтобы увидеть проблемы, затрудняющие жизнь, решить, что об этом говорит Священное писание, а затем действовать, то есть решать эти проблемы в свете веры.
Большой упор делается на устное слово, потому что в «третьем мире» мало читают или смотрят телевизор, но часто и много слушают проповедующих, особенно по повсеместно распространенному радио.