Исчерпывающий ответ на этот вопрос может не уместиться в солидного вида пятитомник — рамки же нашего сервиса вынуждают меня ограничиться пятью абзацами. Проще всего, конечно, было бы воспроизвести тезис из школьного учебника биологии о том, что пол человека определяется набором половых хромосом, образующимся при оплодотворении яйцеклетки — но, как мне кажется, современный человек имеет право знать, что на самом деле жизнь, как говорится, «жестче». И проблема формирования пола человека несравненно более сложна. Как и само понятие пола, впрочем. Общеизвестно, например, что существуют два пола (мужской и женский) — однако, такая категоричность в определениях справедлива лишь в случае, когда речь идет о «гражданском» (паспортном) поле человека. Менее известно, что понятие пола впечатляюще многокомпонентно: кроме паспортного, у каждого человека имеется еще и пол генетический, гонадный, генитальный, психологический, гормональный и соматический. И, как правило, для того, чтобы человек абсолютно гармонично ощущал себя в рамках своего паспортного пола, все вышеперечисленные «полы» (или критичное большинство таковых) должны «совпадать» с полом гражданским. А это, к сожалению, бывает далеко не всегда. И наибольшие трудности здесь природой уготовлены мужчинам — таковых из изначально «готового принять» любой пол зародыша природе нужно активно «делать»; женщины же «получаются» из вышеозначенного зародыша «автоматически» (как говорится — «по умолчанию»).
Генетический пол действительно определяется набором гоносом (т.е. половых хромосом) в оплодотворенной яйцеклетке. При этом решающую роль в детерминации пола будущего человека играет отцовский сперматозоид; в отличие от яйцеклетки, «уполномоченной» содержать только женскую половую хромосому (Х), сперматозоиды могут нести как женскую, так и мужскую половую хромосому (Y). И если после оплодотворения в зиготе (первой клетке будущего человеческого организма) «составился» набор гоносом «ХХ», то вышеупомянутому будущему человеку, по идее, предстоит стать женщиной; если же набор гоносом выглядит как «ХY», то будущие родители имеют веские основания ожидать сына. Опять-таки — по идее. Ибо тонкие по природе, но весьма грубые по своим проявлениям проблемы половой дифференцировки могут возникать уже на этом этапе.
На ранних этапах эмбриогенеза человеческий зародыш имеет только генетический пол — упомянутый выше набор гоносом ХХ или ХY. Формирование будущего мужчины из зародыша запускается рядом генов Y-хромосомы (геном SRY — в первую очередь). Отсутствие этого гена (делеция) или его грубые поломки (мутация) порой не слишком меняют внешний вид Y-хромосомы — но мужчины из данного зародыша уже не получится. Несмотря на то, что выглядит его хромосомный набор как типично мужской. Если же с геном SRY и рядом других «ранних» генов пола все в порядке, через некоторое время первичный зачаток половых желез зародыша активно трансформируется в яичко — и последнее тут же начинает вырабатывать тестостерон. Этот гормон (вкупе с рядом других биологически активных веществ, кодируемых рядом генов) начинает формировать мужские половые органы, параллельно «уничтожая» в зародышевой репродуктивной системе те зачатки, которые в перспективе могли бы превратиться в матку, фаллопиевы трубы и др. «чисто женские» органы. Однако, если зародыш унаследовал от родителей дефектные гены, контролирующие обмен и «работу» тестостерона, то данный гормон выполнить свои функции не может — и через некоторое время включается явление, названное эмбриологами «автономной тенденцией к феминизации». Проще говоря,»тестостероновая пробуксовка» направляет формирование пола зародыша по женскому типу — в результате на свет появляется ребенок с женскими наружными половыми органами (без яичников и матки, но с яичками в брюшной полости и стопроцентно мужским кариотипом — 46,XY). По причине явно видимого женского генитального пола (большие и малые половые губы и др.) такого малыша без малейших сомнений отнесут к женскому паспортному полу, будут соответствующим образом воспитывать (формируя женский психологический пол) — и лишь когда придет пора формирования пола гормонального, появятся первые подозрения на то, что у данной девушки генетический пол мужской. Гонадный пол тоже мужской. Психологический и паспортный пол — женский. Пол же гормональный находится где-то посредине между мужским и женским: гипоталамус мозга секретирует гонадолиберины преимущественно тонически (как у мужчин); уровень же половых стероидов в крови больше напоминает таковой у женщин. И ответить на вопрос каков же на самом деле пол такого индивидуума, с биологической точки зрения (в отличие от точки зрения юридической) весьма и весьма непросто.
Думается, далее нет смысла приводить примеры хромосомного полового химеризма и многочисленных генетических дефектов, буквально «с ног на голову» переворачивающих такой, казалось бы, незыблемый в своей фундаментальности биологический процесс, каким является детерминация пола человека. В ходе этого процесса важно безукоризненное течение сложного, растянутого во времени на многие годы, последовательного и преемственного формирования всех аспектов пола человека — когда генетическим полом зародыша формируется его гонадный пол; гонадным полом зародыша вначале формируется генитальный пол, а после рождения ребенка — пол гормональный и соматический; генитальный же пол лежит в основе формирования пола психологического и т.д.. Как свидетельствует опыт медицины, процесс формирования пола уязвим практически на любом уровне — про сложности с генетическим и гонадным полом говорилось выше, пол генитальный подвержен модификации в ходе различных пороков развития; гормональный и соматический пол также модифицируются различными заболеваниями (гормон-секретирующими опухолями, например); встречаются изолированные проблемы с формированием пола психологического (при транссексуализме, например). Последние же, в свою очередь делают уязвимым даже такое «не-биологическое» понятие как паспортный пол человека… Вот и верьте после этого школьным учебникам биологии, сводящим детерминацию пола человека к набору гоносом в оплодотворенной яйцеклетке.
Тех, кто привык к традиционному половому диморфизму человечества (т.е. наличию в составе такового как типичных мужчин, так и не менее типичных женщин) можно утешить — вышеозначенные трудности с формированием пола сегодня являются относительной редкостью; и это значит, что эволюции еще нужны представители обоих полов. А вот что будет с половым диморфизмом человечества через пару миллионов лет, с уверенностью сказать невозможно — однако уже сейчас некоторые специалисты предрекают полный и необратимый «крах» мужского ола. В том смысле, что мужчины, как таковые, исчезнут с лица данной планеты — вместе с Y-хромосомой, до сих пор более или менее исправно обеспечивающей воспроизводство сильного пола. За эволюционной ненадобностью, надо полагать:-)
Сергей Гончар, врач-генетик
Источник: Mama.ru