«Она любила в своем сыне все — кроме того, кем он был» / Интервью с Сигурни Уивер

Мэри Гриффит – одна из известнейших в США активисток, ведущая борьбу за права молодых геев и лесбиянок. Однако Мэри не всегда была такой: когда-то гомосексуалов она ненавидела, считая их грешниками – ведь «так говорилось в Библии», а Библия для Гриффит была всем.

Бобби и Мэри Гриффит
Когда Мэри узнала, что один из ее детей, Бобби – гей, ее мир рухнул, и она взялась за «лечение сына словом Божьим» – так, как она себе его тогда представляла. Печальным последствием «лечения» стало самоубийство юноши, который бросился с моста под колеса грузовика. Лишь это страшное событие заставило Мэри по-другому взглянуть на вещи и изменить свои невежественные взгляды. В 2009 году на основе ее истории был снят прекрасный фильм «Молитвы за Бобби». Роль Мэри Гриффит в нем сыграла актриса Сигурни Уивер, с которой пообщался сайт Talk About Equality («Разговор о равенстве»).

Родители ЛГБТ-детей на прайде

Продолжая борьбу за равенство, мы сталкиваемся с вопросом: действительно ли люди могут измениться? Нам часто приходится вести разговоры с людьми, которые, похоже, не изменятся никогда. И порой печальная правда заключается в том, что некоторые действительно не способны к переменам.

Мэри Гриффит изменилась лишь после того, как ее сын-гей покончил с собой и она убедилась в страшных последствиях собственного невежества. История Мэри легла в основу книги Лероя Ааронса «Молитвы за Бобби». В ней рассказывается о том, как человек может стать другим, преодолев свои иррациональные страхи. В позапрошлом году канал Lifetime снял по книге фильм, который получил очень высокие отзывы и номинации на Эмми в категориях «Лучший телевизионный фильм» и «Лучшая исполнительница главной роли». Мэри Гриффит в этой ленте сыграла актриса Сигурни Уивер. Картина получила премию GLAAD Media Award, а Сигурни – награду от фонда Trevor Project, оказывающего психологическую поддержку гомосексуальным подросткам.

После того, как фильм был выпущен на DVD, Уивер нашла время, чтобы побеседовать о равенстве, о своей роли и о том, как меняются вещи.

Кадр из фильма

Вопрос: Сайт «Разговор о равенстве» посвящен рассказам о личных историях, которые, как мы надеемся, помогут нам в борьбе за это равенство. Вы много путешествуете. Скажите, в этих путешествиях у вас была возможность что-то узнать о влиянии на людей рассказанной вами истории Мэри Гриффит?

Сигурни Уивер: За несколько дней до показа фильма молодая девушка призналась своей матери в том, что она – лесбиянка. Мать перепугалась, забрала у дочери мобильный телефон и заперла ее. А потом они вместе посмотрели этот фильм, и мать задумалась, нашла в себе силы поговорить с дочерью, и процесс стал развиваться – от полного неприятия до «давай начнем диалог». Это произошло вследствие их совместного просмотра фильма. У моих собственных друзей, конечно, не было с этим настолько серьезных проблем, но я беседовала с людьми, которые рассказывали мне ужасные истории. Один из них носит одежду противоположного пола – и его собственная бабушка помогает ему с ее выбором, но при этом они никогда не обсуждают саму проблему, что противоречит любой логике. Я считаю, что существует реальная потребность в большем количестве историй, подобных этой, которые должны быть услышаны.


Постер к фильму

Вопрос: Перемены, которые произошли с Мэри после того, как она потеряла Бобби… Наверное, многие дети мечтают, чтобы такие же перемены случились с их собственными родителями, относящимися к ним с предубеждением. Что бы вы как мать сказали таким родителям и как сами восприняли перемены, случившееся с Мэри, которая из абсолютно нетерпимого к геям человека превратилась в женщину, горячо их поддерживающую?

Сигурни Уивер: Главное – помнить, что вы любите своего ребенка, потому что мы, родители, должны любить и уважать своих детей. И уметь выслушать их. Мне кажется, что самая трагическая вещь в истории Мэри заключается даже не в том, что она отвергла сына из-за своей веры в Бога, или своих предубеждений, а в том, что она отказалась его выслушать. Этот отказ стоил ему жизни. Если бы она нашла в себе силы выслушать, если бы могла оставить дверь открытой, все было бы по-другому. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вел спокойную, нормальную жизнь. Жизнь, в которой он будет чувствовать себя в безопасности. И в этом заключается ошибка. Потому что это не то, что зависит от нас, и как родители мы должны иметь смелость, чтобы доверять своим детям и вдохновлять их на то, чтобы они оставались самими собой. Теми, кем они являются. Нужно обладать невероятной храбростью, чтобы быть геем в нашем обществе, в нашем сегодняшнем мире. Поэтому вашему ребенку действительно нужна поддержка – вы нужны ему или ей, чтобы оказать эту поддержку. Свою любовь к ребенку вы можете выразить единственным способом – выслушивая его и поддерживая.

Вопрос: Вы – актриса, которая никогда не боялась трудностей, если дело касалось выбираемых вами ролей. И в больших коммерческих хитах, таких как «Чужие», или «Аватар», и в телевизионных фильмах вроде «Молитв за Бобби» или «Снежного пирога». Каждая из этих ролей, я уверен, привнесла в вашу жизнь что-то, с чем вы раньше не сталкивались. Бывали ли у вас моменты, когда вы начинали смотреть на мир другими глазами?

Мэри Гриффит на прайде

Сигурни Уивер: Несомненно, бывали. Когда я прочла сценарий, я была немного напугана ролью Мэри – мне казалось, что между нею и мной лежит огромная пропасть. Первое, о чем я подумала: она живет в городке, находящемся очень далеко от столицы, где имеется обширное гей-комьюнити. А потом, когда я навестила ее, оказалось, что живет она всего в тридцати минутах езды от делового центра Сан-Франциско. И я поняла, что человек может быть консервативным вне зависимости от того, где он живет. Мне показалось, что эти мои географические рассуждения в какой-то степени маргинализуют Мэри, и как только я узнала, что она находится в городе – я встретилась с ней. Мы поговорили с ней как мать с матерью, и я узнала, как она любила Бобби и всех своих детей.

Ее дом заполнен его вещами – его куклы, его рисунки, его маленькая комната на чердаке. Все в том же виде, в котором он их оставил. Мы всего лишь пообщались как матери. Она была очень смела, честна и искренна, когда рассказывала о том, какой она когда-то была и к каким последствиям привели ее предубеждения. После дня, проведенного с Мэри, я поняла, что начинаю бояться за свою собственную дочь, потому что обнаружила в себе частичку Мэри. Ведь мы обе были родителями, которые пытаются защитить своих детей от того, чего мы сами не понимаем и что нас пугает. И тогда я перестала быть этакой «рациональной дамой с Восточного побережья». Ведь то, что произошло с Мэри, может случиться с любым из нас. Мы любим своих детей, и эта слепая любовь порой заставляет нас совершать поступки, которые создают для них преграды. Не позволяют им оставаться самими собой. Сперва Мэри была уверена, что ее сын сам выбрал для себя гомосексуальный образ жизни. Но ее сознание навсегда изменилось, когда она поняла, что таким его создал Бог.

Обложка книги «Молитвы за Бобби»

Такова история ужасных ошибок, которые она допустила. И история

того, как прекрасен был Бобби – таким, каким он был. Только она не смогла этого разглядеть. У нее не было помощи и поддержки до тех пор, пока она не обратилась к организации PFLAG («Родители, друзья и члены семей лесбиянок и геев»). PFLAG спасла ее и помогла ей рассказать людям о том, что с ней произошло.

Вопрос: Уверен, что вы слышали о Дэне Сэвидже и его проекте «Все изменится к лучшему», цель которого – обратиться к ЛГБТ-подросткам, которые единственным выходом для себя считают самоубийство. Если бы вы могли что-то изменить, если бы все сложилось по-другому, с какими словами вы обратились бы к Бобби Гриффиту с помощью этого проекта?

Сигурни Уивер: Ничего себе… Я бы сказала: «Дорогой Бобби! Дай своей матери шанс». Это все, что ему было нужно, потому что он очень любил свою семью. Он хотел дать им время на то, чтобы принять его таким, каким он был. Так трудно сказать: «Иди и живи собственной жизнью, потому что в конечном итоге твоя семья повернется к тебе лицом, и ты узнаешь, что можешь быть замечательным геем, вокруг которого будут друзья, и семья, которая может появиться и у тебя самого – собственная семья. Потому что если с тобой будут твои друзья и твоя семья, все наладится. Что может быть более болезненным, чем то, что ты переживаешь сейчас? Не нужно на этом зацикливаться. Знай, что есть люди, которые тебя любят и ценят, которым ты не безразличен, потому что ты – прекрасный парень».

Для Бобби все зависело от одобрения его семьи. Наверное, тогда не было Trevor Project и других организаций, где он имел бы возможность пообщаться с людьми. Он не мог себе позволить любить и быть любимым, пока его семья его не полюбит. Главный урок этой истории – в том, что нужно любить себя, действительно любить себя, даже если ты не получаешь любви от своей семьи.

Опубликовано на сайте GayRu
Подготовила и перевела Александра Лопата
Иллюстрации LGBTQnation.com
6 февраля 2011 года

Справка

«Молитвы за Бобби» (англ. Prayers for Bobby) — фильм 2009 года, впервые показанный по телеканалу «Lifetime» 24 января 2009 года. Основан на книге Лероя Ф. Ааронса «Молитвы за Бобби: Примирение матери с самоубийством ее сына-гея», в которой рассказывается реальная история жизни Бобби Гриффита, молодого гомосексуала, покончившего с собой из-за материнской и общественной религиозной нетерпимости. Роль Бобби исполнил Райан Келли, а роль его матери Мэри — Сигурни Уивер.

Еще на эту тему:

Следите за нашими новостями!

Наша группа VK

Наша группа в Facebook