Поводом к появлению этого манифеста стали проявления агрессивного фундаментализма в эстонских церквях — прежде всего, заочное лишение сана пастора Эстонской лютеранской церкви Хейно Нурка в связи с информацией о его членстве в правозащитной гей-христианской организации, а затем увольнение его из Теологического института. Интерконфессиональная группа эстонских христиан во главе с профессором Яаном Лахе выпустили в защиту гуманистических ценностей в христианстве манифест, который положил начало эстонскому Движению за современную, демократичную и открытую церковь.
Мы, эстонские и российские квир-христиане, просим вас поддержать манифест вашими подписями и мыслями по его поводу (прокомментировать манифест можно в разделе «обсудить»). Если вы сможете подписать комментарий своим именем, должностью или научной степенью, это будет дополнительной поддержкой для тех, кто выступает в защиту гуманистических ценностей в современных христианских церквях. Спасибо!
Совету церквей Эстонии,
всем церквям и общинам
Современному эстонскому обществу свойственно стремление к большей демократии, открытости и терпимости. Поддерживая это стремление, мы с тревогой замечаем, что наряду с этим в некоторых церквях развиваются течения, в результате которых усиляются авторитаризм, закрытость и нетерпимость. Христианское учение пытаются противопоставить гуманистическим ценностям общества. Мы видим в этом выражение страха и неуверенности перед происходящими в обществе изменениями. Мы убеждены, что такие установки не помогают изменить общество, но, напротив, подавляют и жизнь самих церквей.
Мы убеждены, что христианская проповедь должна быть гуманистической, потому что в библейской истории сотворения мира Господь создал человека по образу Своему (Быт 1,27), тем самым наделив человека особым достоинством. Гуманизм – признание этого достоинства.
Гуманистическое христианство противопоставляет себя таким формам христианства, которые не признают права человека самостоятельно принимать решения и проявлять ответственность; требуют от него слепого подчинения церковным авторитетам; хотять заменить церковную демократию церковным авторитаризмом. Мы считаем прискорбным, что часть священников пытается навязать такое понимание христианской веры всем членам церкви, пытаясь тем самым уничтожить многообразие мнений в церкви. Мы порицаем язык вражды, распространяющийся в церкви, и попытки его обоснования и оправдания при помощи Библии.
Мы желаем, чтобы церковь не ностальгировала по прошлому, но сконцентрировалась на реальности настоящего и смотрела в будущее. Мы желаем, чтобы церковь была современной, демократичной и открытой. Чтобы церковь была человеколюбивой, проявляла заботу о людях и ценила людей как личностей. Чтобы церковь ценила образование и науку и считалась с развитием теологии и мышления. Чтобы церковь была готова поддерживать диалог с обществом, не исходя из властной позиции владельца истины. Чтобы церковь ценила духовное и религиозное многообразие, принимая его в церкви и поддерживая в обществе. Чтобы она была духовным домом для всех, кто в ней нуждается, чтобы из церкви не была исключена ни одна социальная группа.
Мы представляем свое видение церкви и христианства следующими тезисами:
1) Следует различать церковь как сообщество всех христиан, основой которого является Иисус Христос, и церкви как организации. Церкви как организации – это земные и мирские образования, которые подчиняются тем же закономерностям, что и все остальные организации. Мы не считаем верным сакрализацию церкви как организации.
2) Церковь как организация – это прежде всего структура поддержки, и ее задачей является способствовать духовному росту своиих членов. Церковь оправдывает себя постольку, поскольку она способна выполнять эту задачу.
3) В церкви должно быть возможно разнообразие мнений и воззрений. У каждого члена церкви есть право и обязанность высказывать свое мнение в вопросах, касающихся церкви как в области модели управления, так и в области церковных законов, так же как право и обязанность делать это открыто.
4) Хотя мы рассматриваем Библию как откровение Божие, мы убеждены, что это откровение явлено нам посредством человеческого языка, культуры и мировоззрения определенной эпохи, и что Библию следует рассматривать в историческом контексте, так же как и поясняющее и истолковывающее ее церковное учение. Это значит, что мы не соглашаемся с фундаменталистским толкованием Библии, которое игнорирует исторический контекст Библии, выборочно используя некоторые отрывки из библейского текста в их дословном значении. Мы считаем важным различать в Библии божественное и человеческое, вечное и временное.
5) Интеллектуально честная церковная проповедь считается с изменениями, произошедшими в мировоззрении, мышлении и обществе за последние тысячелетия.
6) Церковь принимает и считает равными всех людей независимо от пола, образования, социальной позиции, телесных или психических особенностей, состояния здоровья, сексуальной ориентации или идентичности, национальности, этнического происхождения и культурной истории.
Мы верим, что сила церкви проявляется в нашем духовном и религиозном многообразии. Мы желаем, чтобы это многообразие сохранялось и укреплялось. Мы хотим пригласить всех к широкой дискуссии о роли и возможностях церкви в эстонском обществе XXI века и желаем, чтобы эта дискуссия была открытой.
Движение за современную, демократичную и открытую церковь.
Поставить свою подпись под Манифестом можно здесь >>