1-4 Мая под Лондоном, в пасторском центре, принадлежащем местному католическому архидиоцезу, прошла конференции Европейского форума лесбийcких и гейских христианских групп (European Forum of Lesbian and Gay Christian Groups).
Это была 26-я по счёту ежегодная конференция Форума — организации, созданной для координации и сотрудничества национальных, больших и маленьких организаций и групп, объединяющих и работающих для ЛГБТ христиан. Изначально Форум объединил семь групп из пяти стран; сегодня в него входят 32 организаций из 16 европейских стран, в основном западноевропейских. Организации-участники Форума по очереди и по мере возможностей принимают конференцию в своих странах. Два года тому назад она проходила в Риге.
Конференции Форума дают возможность совместной молитвы, дискуссий, обмена опытом и знакомств. Кроме них, Форум поддерживает небольшие проекты своих организаций-участников и лоббирует светские и религиозные национальные и международные организации. Хоть Форум и сравнительно небольшая организация, его участники недавно имели возможность представить свои взгляды Всемирному совету церквей и парламентским органам Европейского Союза. Форум также присоединился к ILGA (Международная ассоциация лесбиянок и геев — наиболее влиятельная организация, объединяющая различные группы с целью защиты и развития прав геев и лесбиянок).
Всего на конференции было около 100 человек. Большинство представляли оргинизации-участников. Были также приглашённые гости из США, Боснии и Герцеговины, Молдавии и Армении.
Конференция началась выступлениями местного депутата Европарламента, представителя ILGA и главы британского Евангельского Альянса.
Представитель ILGA в том числе заявил, что гей-сообщество нуждается в лучших контактах с религиозным миром, и организации, которые представляет Форум, имеют уникальную роль в налаживании подобных контактов: геи-христиане способны говорить с рилигиозным миром и ЛГБТ-сообществом на их собственных языках.
Выступление Джоела Эдвардса, директора Евангельского Альянса, лоббирующего политические интересы в основном протестантских групп в Британии, было впечатляющим. Он, пятидесятнический пастор, говорил — очень живо и спонтанно, — о личных трудностях принять идею существования христиан-геев как таковую. Но сказал, что когда недавно стал членом комиссии по вопросам равенства при британском правительстве, долгие дискуссии с представителями Стоунвола (Stonewall правозащитной гей-организации) помогли ему лучше понять, как геи воспринимают собственную ситуацию в контексте веры и религий, отрицающих для геев саму возможность их идентичности и, как следствие, отрицающих саму человечность геев — абсолютно неотъемлемого в глазах как христианства, так и современного международного права.
Первый вечер продолжило богослужение. Поскольку организаторами конференции выступило Евангельское братство для ЛГ христиан (Evangelical Fellowship for LG Christians), то и литургией занимались они. Она была в традициях низкой англиканской церкви (англиканская церковь разделяется на «высокую», тяготеющую к католичеству, и «низкую», придерживающуюся более либеральных протестантских взглядов) Всё было превращено в карнавал с шествием, клоунами, разноцветными колпаками, флагами, барабанами и весёлой набожной песней на средневековый карнавальный мотив.
Проповедовала Нанси Вилсон (Nancy Wilson) из Метрополитальной Церкви (Metropolitan Community Churches, МСС). Она начала с того, как в последние два года её церковь почти случайно включилась в поддержку ЛГБТ-движения на Ямайке. Движение, в данном случае — слишком громкое слово, потому что лидеров рано или поздно убивают. Новых не выбирают и ими не становятся по желанию — когда убивают одного, взоры просто обращаются на кого-то другого. Людей там избивают и сажают в тюрьму даже по подозрению в гомосексуальности. Пару лет тому один из них связался с МСС и сказал, что ЛГБТ на Ямайке нуждаются в духовной поддержке, потому что другие пути исчерпаны: ни политики, ни чиновники от церкви, ни артисты, ни профессора не желают открыто говорить о насилии в обществе. Община МСС теперь появилась на Ямайке и её в общем-то очень скромное присутствие уже спровоцировало президента страны заявить, что никакие попытки из вне не приведут к изменению закона о преследовании содомии на Ямайке. Нанси Вилсон воскликнула: иногда нужен кто-то другой, чтобы мы смогли по-настоящему оценить результаты собственных усилий. А потом она говорила о том, как меняется и будет меняться мир ЛГБТ в самом недалёком будущем: о глобальном смещении влияния с западных демократий к быстро развивающимся странам, о росте влияния консервативных течений и поляризации взглядов в христианстве, о необходимости межрелигиозных контактов и усилий внутри ЛГБТ-сообщества, если мы хотим оставаться релевантными.
Второй день был целиком посвящён лекциям и семинарам. Одну из лекций прочитал Джеффри Джон (Jeffrey John), несколько лет назад избранный епископом в Англиканской Церкви, но, в результате кампании консервативных евангелических организаций и приходов, отказавшийся от рукоположения в епископы. Теперь он возглавляет кафедральный собор в Сент Олбанс, недалеко от Лондона. Он говорил — на примере различных фрагментов и тем из Библии, — о бессмысленности буквальной интерпретации, о необходимости изучения Библии и использования комментариев, об ответственности, которую интерпретатор Писания должен осознавать и брать. Почти полтора часа он без труда удерживал внимание аудитории.
Одна из послеобеденных сессий была посвящена католикам-геям в Европе. Всего пришло около 20 человек, несколько некатоликов, кому тема показалась интересной (напр. были два протестанта из Испании — в их группе в Барселоне большинство католики). Сессия превратилась в долгое знакомство и деление опытом. Проблемам, с которыми сталкиваются католики-геи, нет предела: от жестоких высказываний иерархии до невозможности жить с партнёром из-за страха потерять работу в католической школе. Немало кто из присутствующих засвидетельствовали, что перестали ходить в церковь. Но практически все говорили, что не хотели бы менять Католическую церковь на какую-то другую, а хотели бы, насколько возможно, работать на изменение ситуации изнутри. Это настроение можно обозначить двумя словами: участие и уход. Невозможно изменить что-то, если не участвовать в Церкви: мы сами можем сделать гораздо больше, чем ждать что это сделают для нас не-церковные правозащитники. Нужно быть там, поддерживать самые простые вещи (или сложные и глобальные — кому что по-сердцу), совсем необязательно связанные с ЛГБТ — в приходе, организациях и т.д. С другой стороны, имеет смысл уходить оттуда, где мы чувствуем себя очень дискомфортно: незачем выкладываться там, где разобьёшь голову, испортишь настроение, потеряешь надежду. Оставляя места дискомфорта (служения, приходы с гомофобными священниками, группы и друзей, которые отказываются принимать нас во всей нашей полноте), мы сможем создавать в своей жизни пространства для чего-то другого, способного привнести в наши жизни больше смысла и радости.
Европейский Форум теперь готовит книгу о ситуации католиков-геев в различных европейских странах. Наверное, она появится не раньше следующего года. В прошлом Форум уже издал антологию свидетельств христиан-лесбиянок из многих европейских стран. Эта книга до сих пор пользуется успехом и в этом году появилось её второе издание.
Один из семинаров третьего дня был посвящён параллелям и отношениям между ЛГБТ христианами и мусульманами. Вёл его Пав Актар (Pav Akhtar), глава Имаан — группы поддержки для ЛГБТ мусульман, их семей и друзей. Завершил семинар Пав предложением христианским ЛГБТ активистам делать больше вместе с мусульманскими группами для критики исламофобии и расизма, участвовать в мусульманских ЛГБТ мероприятиях, поддерживать регулярные контакты между локальными группами.
Во второй половине третьего дня участники конференции отправились в Сент Олбанс — небольшой, но красивый городок на север от Лондона, — погулять по улочкам, посидеть в пабах и поучаствовать в вечерней молитве в соборе аббатства Сент Олбанс. Это невероятно огромный собор, разные его части строились, пристраивались и перестраивались в разное время. Извне собор потрясающий, внутри — скорее оскудевший: сказываются последствия реформации и неоконченная реконструкция. Джефри Джон, настоятель собора, приветствовал нашу группу в начале богослужения, сказав что двери этой церкви — в духе англиканства, — открыты для всех без исключений, кто ищет места для молитвы.
Воскресенье было последним днём конференции — коротким, до обеда. С утра были презентации нескольких проектов. В первую очередь — следующей конференции, которая 20-24 мая 2009 г. пройдёт под Хельсинки. Планируется, что одним из её участников станет финская православная ЛГБТ группа. Затем испанцы с огромной гордостью объявили, что конференция Форума в 2010 г. будет в Барселоне.
Марк Бауман (Mark Bowman) из США рассказал о Сети религиозных ЛГБТ архивов (LGBT Religious Archives Network) — электронном ресурсном центре для сохранения и изучения религиозной ЛГБТ истории. Сеть собирает и оцифровывает доступные архивные материалы, вносит в объединённый каталог информацию о сборах в других репозиториях (электронных и неэлектронных), обрабатывает доступную информацию (напр. проводит он-лайн выставки) и оказывает поддержку другим группам в архивировании и сохранении документов и экспонатов.
Лиа Ариель из Кишинёва поблагодарила Форум за поддержку проекта развития работы в Молдове: Европейский форум помог им найти партнёра для сотрудничества — группу из Норвежской церкви. В результате, норвежский священник смог приехать в Кишинёв, чтобы поучаствовать во встречах местных ЛГБТ-христиан и благословить партнёрство одной пары. Смотря слайд-шоу о визите норвежского пастора, многие были до слёз растроганы.
Конференция закончилась богослужением, которое было не менее замечательным чем богослужение в первый день. Всё было раскованно и не прописано изначально. Кто-то выходил и начинал учить нас петь песню. Научившись, брались за другую. Затем чтения из Писания. — Сакральное вперемешку с профанным, высокие стремления в самых банальных формах, божественное — человеческими руками и устами. И когда стало очевидно, что всего списка задуманного мы не успеем реализовать, то последнее было оставлено, чтобы попрощаться вовремя. Успели хлеб преломить, благословить друг друга водой, освящённой здесь же, молитву верных сказать: долго-долго один за другим вставали и благодарили, просили, восклицали (о друг друге, о странах, знакомых, любимых), — и снова были слёзы, очень много согревающих слёз.