7 апреля был издан долгожданный текст Папы Римского о браке и семье, в котором, в частности, был затронут вопрос принятия ЛГБТ в Католической церкви. Текст Amoris Laetitia («Радость любви») является ответом на две встречи синода в 2014 и 2015 годах, которые были посвящены вопросам семьи и брака.
Понтифик призывает к большему принятию геев, лесбиянок, разведенных и других людей, чья ситуация считается в церкви «необычной». В документе говорится: «священник не должен думать, что можно применять законы так … будто это камни, которые можно бросать в людей». Франциск утверждает, что нужно использовать здравый смысл, а не полагаться слепо на церковные правила:
«Во время Синода мы обсуждали ситуацию семей, в которых есть люди, испытывающие однополое влечение — ситуация непростая ни для родителей, ни для детей.
Мы хотим еще раз подтвердить, что нужно уважать достоинство каждого человека, вне зависимости от сексуальной ориентации, и относиться к нему с вниманием, в то время как «любых признаков несправедливой дискриминации» нужно осторожно избегать, в особенности дискриминации в форме агрессии и насилия.
Такие семьи нужно уважать и предоставлять им духовное попечительство, чтобы те, кто проявляет гомосексуальную ориентацию, смогли бы получить помощь, которая им нужна, чтобы понять и принять Бога в свои жизни.»
Тем не менее, в документе сказано, что однополые союзы «не могут приравниваться к браку»: «что касается предложений поместить союз между двумя гомосексуальными людьми на тот же уровень, что и брак, то нет никаких оснований считать, что гомосексуальные союзы равны или даже отдаленно похожи на план Бога относительно брака и семьи».
Папа Франциск также утверждает, что священники должны принимать решения по таким вопросам в соответствии с культурной ситуацией в их регионах. Он пишет: «Каждая страна или регион … должны искать решения, более подходящие для их культуры, чувствительные к традициям и потребностям общества».
Комментарий редактора:
«Все высказывания Папы Франциска по проблеме ЛГБТ носят очень уклончивый характер, чтобы и те, кто поддерживают ЛГБТ, порадовались, но чтобы и тех, кто против, не обидеть. Этот текст такой же.
Я очень грущу от такой позиции Ватикана по вопросам ЛГБТ по нескольким причинам:
1. В Европе, по моему опыту, ЛГБ, состоящих в отношениях, причащают. И исповедуют. И знают, что они ЛГБ. А Т крестят в выбранном гендере. Что в целом запрещено. Но все так делают. Если не все, то очень многие. Я не знаю, в курсе ли об этом Папа, но что-то мне подсказывает… такая позиция кажется мне лицемерной (хотя я понимаю, почему об этом не говорят вслух) и несколько лет назад стала одной из основных причин того, что я перестал ходить в церковь, потому что любое столкновение с Таинствами предполагало столкновение и с проблемой. И вот, Ватиканом выпускается документ за документом, в котором они исходят из картины мира, которая достаточно далека от реальности, которую я вижу перед собой.
2. В тексте сказано, что «священникам нужно исходить из культурных традиций», что в общем дает священникам Африки и Южной Азии карт-бланш на открытую гомофобию, которая очень даже соответствует их реалиям и традициям. Некоторое время назад Папа Франциск ездил в Уганду, где католики являются чуть ли не самой гомофобной и насильственной группой населения. Мы тут и ЛГБТ там ждали, что он осудит насилие в Уганде, но он промолчал. Что для меня несколько сводит на нет его поддерживающие высказывания, которые он делает в европейском контексте.
И я понимаю, почему так происходит. Пропасть между Европой-Америкой (и Австралией, кстати) и Азией-Африкой растет и расширяется с каждым днем, и вопросы социальной доктрины уже почти раскололи Англиканскую церковь. Я не думаю, что этого раскола у англикан удастся избежать. Я также не думаю, что этого сможет избежать Католическая церковь, и высшая иерархия своим молчанием или двойственной высказываемой позицией просто откладывает неизбежное.»
По материалам CNN и Catholic Answers от 7 апреля 2016 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: