1. Христианство начинает подкреплять убеждение в том, что у какого-то одного народа есть привилегии перед другими народами
Думаю, патриотизм в целом хорош, но патриотизм — это не национализм. Националисты считают, что идентичность человека зависит от национального государства, географических, культурных, расовых различий, и что эти различия жизненно важны для поддержания «чистой» национальной идентичности. Также национализм предполагает, что у одни народы лучше других. Быть «националистом» — это наслаждаться тем, что выделяет один народ среди всех остальных, а также считать, что благо одного народа важнее всех остальных. Мне сложно понять, как утверждение о том, что «мой народ — лучший», сочетается с Писанием. Писание преодолевает барьеры между культурами и людьми, оно включает всех, а не исключает. Писание подразумевает, что любовь и справедливость Господа размывает или вовсе уничтожает различия между народами.
Писание вновь и вновь показывает: идея того, что Бог с особой любовью относится к какому-то одному народу — не очень-то хороша, особенно когда эта идея используется для того, чтобы творить несправедливость за пределами своего народа, племени или любой другой группы. Когда мы предполагаем, что Бог выделил для нас лучший стол за своей трапезой, в итоге мы можем оказаться в самом дальнем углу.
2. Власть Бога и власть Государства смешиваются.
История современной государственности — история перехода от языка «державности» к языку «государственности», от власти, данной Богом, к власти, данной народом. Когда объектом нашей привязанности и покорности становится не Бог, а Государство, мы начинаем верить, что у Государства есть некая божественная власть, и потому оно может делать все, что хочет. Мы начинаем преклоняться перед Государством, искать его благословения — так, будто мы ищем поддержки Бога. Когда государство становится Богом (или Бог становится государством), обретение политической власти становится обретением благодати. И, конечно же, поклонение государству — это идолопоклонство.
3. Евангелие подменяется материальным благосостоянием и безопасностью
В Евангелии — хороших новостях Иисуса — конечно, есть и политические, и экономические и другие общественные измерения этого мира. Иисус не проповедовал, что мы попадем в рай, если примем его в свои сердца. Но не проповедовал он и то, что человек будет в безопасности от всех угроз мира, если будет идти по правильному пути или доверять правильным людям. Евангелие не обещает безопасности, не обещает материальных благ. Христианский национализм же сообщает, что материальное благополучие, безопасность и возможности — прямое следствие того, что Бог благословил именно этот народ. Это не Евангелие.
4. Церковь и государство перестают быть разделенными
Это — целый зонтик проблем, но открытое смешение национализма и христианства противоречит базовому принципу разделения церкви и государства — и смешивает то, что должно быть разделено и в наших богословиях, и в нашей христианской практике (хотя, несомненно, эти два поля иногда пересекаются в нашей деятельности). Я не говорю о том, что священнослужители должны молчать о политических проблемах, или что церкви не должны вовлекаться в общественные дела. Я не пропагандирую сепаратизм.
5. Перечеркивается пророческая сила Христианства
Отдельные христиане могут и часто являются патриотами своих стран, но церкви должны отказываться от искушения собираться и демонстрировать патриотическую энергию в контексте общины. Нужно сохранять пространство и время для службы, ученичества, покаяния, литургии. Церковь должна сохранять роль пророка, свидетеля этого мира, часто критикующего собственный народ и собственную страну. Она не должна поддерживать силу Государства. Грубо говоря, функция церкви — функция Нафана, а не Давида.
6. Мы забываем о том, что национальные государства — недавнее изобретение
Многие думают, что современные национальные государства существовали всегда, что народ и национальная идентичность всегда выглядели так, как сейчас. Но мы забываем или не понимаем, что нация — это достаточно недавнее изобретении, существовало и существует множество других способов политической, социальной и экономической организации людей. Публичная демонстрация националистической гордости предполагает, что нация — такая же древняя концепция как христианство или религия в целом.
7. Националистическое христианство забывает о кресте
Поддержка национализма заставляет нас забывать о кресте. Крест Иисуса — главный символ христианства, и он значит, что христианство или Евангелия не имеют ничего общего с триумфализмом, милитаризмом и силой. Все это — признаки «богословия славы», а не богословия креста. Я не понимаю, как можно читать Евангелие от Матфея и не относиться с подозрением к любым публичным связям христианства с националистической одержимостью.
8. Трансцендентное становится имманентным
Одна из основных функций религиозной службы — создавать время, пространство и практику, где «священное» все еще имеет значение, где можно искать трансцендентность, каким-то образом переживать ее, даже в форме короткого ощущения таинства происходящего. Когда мы заменяем гимны трансцендентному Богу песнями, которыми отмечаем национальные успехи или пропагандируем национальную идентичность, мы затмеваем трансцендентное имманентным и профанным.
9. Христиане-националисты забывают о тех, кто отчужден от власти в национальном государстве.
В любой христианской общине есть люди, которые не чувствуют, что у них есть возможность встроиться в социальные, политические и экономические структуры государства; люди, которые чувствуют себя уязвимыми и забытыми. Что же происходит с ними, когда на христианской «службе» они видят и слышат прославлении народа и государства, интересов которых они не разделяют?
10. Христианский национализм предполагает, что источник надежды — не Мессия, а сила Государства
Евангелие возлагает надежду не на внешнюю силу, а на жизн и учение, смерть и воскресение Мессии. Жизнь и проповедь Мессии — Христа — это альтернатива силе Империи, силе Рима. Христиане могут и должны использовать политические процессы, чтобы улучшать свои жизни и жизнь других, но не нужно полагаться на силу Государство и подменять ею силу Евангелия.
По материалам Patheos
Автор: Кайл Робертс (Kyle Roberts)
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
Следите за нашими новостями!