Cегодня некоторые последователи ведической культуры, находясь под преобладающим влиянием западного мировоззрения, а также впитавшейся в наше сознание на протяжении тысячелетий иудео-христианской традиции, не осознают удивительной особенности древнего ведического общества — в нем отсутствовала дискриминация или принижение одного типа людей перед другими, в том числе и в типах сексуальной ориентации или гендерной идентичности. В современном сознании людей все еще можно встретить стремление делить мир на черное или белое, и наше общество не может рассматриваться как единый работающий механизм, который способен заботиться и поддерживать всех, кто является его частью.
Одно из таких поражающих воображение отличий заключается в законах. Наверняка немногие сегодня знают, что в ведическом обществе для разных людей были применимы разные законы. Так, например одним категориям позволялось есть мясо и вступать в сексуальные отношения, которые были совершенно недопустимы для других. И все эти различные нормы существовали вместе, и все это работало. Сегодня, если вы заметите, почти в любом государстве законы имеют свою силу для каждого в равной степени. Одна из проблем современного общества, которая стала очень актуальна после установления демократического режима в большинстве стран, касается прав людей с негетросексуальной сексуальной ориентацией. И удивительное качество нашей эпохи выразилось в том, что, не разбираясь подробно, подавляющее большинство граждан очень часто использует секуальную ориентацию и гендерную идентичность как еще один повод, чтобы продемонстрировать свое превосходство над другими, над теми, кто от рождения был наделен совершенно иной природой.
К сожалению, находясь во власти своих собственных представлений о морали и нравственности, первые британские переводчики различных индийских текстов, сталкиваясь со многими непривычными явлениями, старались спрятать их или исказить так, чтобы это не создавало нежелательный резонанс у читателя и в обществе. А между тем, всем нам хорошо известны такие примеры, как жизнь Арджуны во дворце царя Вираты в облике женщины и многие другие истории из Вед.
Чтобы лучше вникнуть в тему, предлагаю вам ознакомиться со статьей о различных типах представителей третьего гендера и их поведения в ведическом обществе, составленной на основе книги Амара даса «Тритья-пракрити. Люди третьего пола» (Amara Das Wilhelm. Tritiya-Prakriti: People of the Third Sex).
Итак, в ведическом обществе существовало три гендера:
пумс-пракрити — мужской гендер
стри-пракрити — женский гендер
тритья-пракрити — третий гендер
Что касается представителей мужского и женского гендера, то для них составлена большая часть наставлений ведического общества. Мужская роль заключалась в защите женщин, стариков и детей, а также в поддержании жизни своей семьи, продолжении рода или жизнь в отречении (целибат). Женщина являлась прежде всего матерью и хранительницей домашнего очага. Ее с детства учили доставлять удовольствие мужу, воспитывать детей и следить за порядком и благосостоянием в доме.
Веды учат, что, несмотря на физические отличия между мужчиной и женщиной, казалось бы, видимые и очевидные, у них также имеются и отличия в тонком теле, которое невидимо, но оказывает на психологию как мужчины, так и женщины гораздо более ощутимое влияние. Согласно Ведам, его особенности во многом и объясняют природу поведения как мужчины, так и женщины.
Однако помимо указанных выше мужского и женского гендера, в ведическом обществе существовал и третий гендер, или тритья-пракрити. Следует заметить, что для определения этого пола играет важную роль оценка всего его существа (физического тела, тонкого тела, а также уникальная ведическая оценка, базирующаяся на участии в воспроизводстве — пумса). Ведический термин пракрити подразумевает соединение биологического и психологического аспектов в одном, словно сотканном из различных лоскутков, материале. Люди третьего пола упоминаются в ведической литературе в разных контекстах, однако везде говорится, что они не должны вести себя как гетеросексуальные мужчины и женщины или принимать на себя их роль в обществе. Таким образом, описание третьей категории гендера служит важным инструментом для признания и спокойной жизни таких людей.
Довольно интересно, что людей третьего пола относят также к большой социальной категории, известной как напумсака (нейтральный пол) или «те, кто не участвует в продолжении рода.» Существует пять различных типов людей напумсака:
1) дети
2) пожилые люди
3) импотенты
4) давшие обет безбрачия
5) люди третьего гендера
Всех их объединяет сексуальная нейтральность по Ведической системе определения, и что самое удивительное, все они подлежали особой защите общества и приносили ему удачу. Некоторые исследователи видят в этом особый замысел природы, в которой все исполнено смысла и не может быть ошибкой. Так, схожие примеры можно найти и в животном царстве, например — бесполые рабочие пчелы, которые играют важную роль в поддержании жизни всего улья.
Особенность ведического общества заключалась в том, что оно охватывало всех, и каждый признавался необходимой и нужной частью целого, имея свои собственные занятия и играя свою особую роль среди других. Отношение к ним других членов общества было весьма благожелательным. Их приглашали на церемонии рождения детей и все религиозные мероприятия, считая их присутствие символом удачи и всего благоприятного. Они считались истинными мастерами искусства, были асами в пении и танцах, а некоторых приглашали в царские дворцы для служения на женской половине двора.
Типы людей третьего гендера
Согласно Кама-шастрам (Кама-сутра 2.9.1), одна из групп третьего гендера, рождаясь в теле “мужского” или “женского” типа, раскрывают свою принадлежность исключительно через свою романтическую и сексуальную привязанность к людям схожего пола. При этом мужчины в психологическом плане больше похожи на женщин, а женщины испытывают схожие переживания с гетеросексуальными мужчинами.
Мужчины называются клиба, а женщины сваирини. Каждая из этих групп делится на две, в зависимости от склонности к “мужскому” или “женскому” поведению, далее же эти группы делятся на дополнительные подкатегории.
Сваирини
В описании сваирини (женщин с природой мужчины) говорится, что она обладает в какой-то степени агрессивным поведением, что не является нормой для обычной женщины. Она независима, свободолюбива, отказывается от брака с мужем, полностью самостоятельно зарабатывает средства для существования, живет одна или в браке с другой женщиной. Как это ни странно, но сваирини женились и заводили потомство чаще, чем подобные им мужчины (клиба). Они весьма легко существовали как внутри собственного гендерного сообщества, так и в среде остальных людей. Те же из них, кто не заводил потомства, были известны как настрия, или «не женщина». Сваирини зарабатывали средства в управлении делами государства, в торговле, в сфере развлечений и проституции, а также как прислуги. Некоторые из них жили отшельниками и совершали суровые аскезы.
Клиба
Вообще термин клиба означает сексуально бессильного мужчину, т.е. импотента. Но в контексте людей третьего пола им обозначали гомосексуальных мужчин, которые были совершенно не способны вступить в половой контакт с женщиной. Таких представителей делили на два типа, мужских клиба и женских клиба.
Женских клиба Кама-сутра описывает как тех, кто демонстрирует свою женскую природу в одежде, в словах, шутках и поведении, в своей мягкости и отсутствии мужества, а иногда в глупости. Также они были очень терпеливы и скромны (Камасутра 2.9.2). Женственные клиба, обладающие яркими женскими качествами — были наиболее ярко узнаваемыми представителями третьего гендера, и по этой причине такие мужчины-клиба организовывали свои сообщества. Как правило, они любили отращивать длинные волосы, сплетать их в косы и ухаживать за ними, как женщины. Очень часто таких мужчин содержали на женской половине в аристократическом обществе, они также служили и во дворцах. Считалось, что им нет равных в области искусства и развлечений и особенно в искусстве танцев. Как уже упоминалось ранее, их присутствие на важных церемониях, таких как свадьба или рождение ребенка, считалось очень благоприятным.
Мужских клиба Кама-сутра описывает так: они любят мужчин, но скрывают это, поддерживая мужественный внешний вид и часто зарабатывая себе на жизнь как парикмахеры или массажисты. (Камасутра 2.9.6). Мужские клиба не так легко узнаваемы, как женские, и не выделяются обществе. Они жили либо самостоятельно, либо в браке с другим мужчиной. Некоторые из них были известны тем, что работали проститутками, а также в качестве профессиональных массажистов. В то время как женственные клиба сохраняли гладкую кожу, наносили макияж и иногда увеличивали грудь, — мужские клиба поддерживали естественный для их тела волосяной покров, растили усы и небольшую бороду и имели хорошую мускулатуру. Также они часто носили блестящие серьги.
Вообще клиба были талантливы каждый по-своему и потому добывали средства к существованию самыми разными способами. Они часто служили в домах богатых вайшьев (купцов) как прислуга или управляющие, также они могли занимать должности министров или других правительственных чиновников. Такие люди были всегда известны своей лояльностью и преданностью. Иногда мужественные клиба жили как отшельники и развивали различные сиддхи. Те из них, кто практиковал целибат, часто использовались в качестве пуджари (храмовых жрецов). Мужественные клиба иногда вступали в случайные половые связи. В камасутре (2.9.36) говорится, что они очень часто бывают привязаны друг к другу, относятся друг к другу с большим доверием или вступают в совместный брак (париграха).
В соответствии с ведической системой существовало 8 типов брака, и те клиба или сваирини, которые заключали его, образовывали гомосексуальные браки по типу гандхарвов. Тип брака гандхарва означает союз по любви для совместного проживания, на который не требовалось согласия родственников или религиозной церемонии. Такой брак был не рекомендован для получивших второе рождение брахманов, но женщины и мужчины из других классов могли в него вступать.
Шандха и Шандхи
Это определение относилось ко многим представителям третьего гендера, но большей частью оно касалось трансгендерных людей. Отличительной особенностью шандха является то, что они полностью не отождествляли себя с полом, приписанным при рождении. Их третий гендер не проявлялся или проявлялся не только через сексуальную ориентацию. В обществе их было очень мало. Шандхи и шандха старались внешними средствами маскировать свои физические половые особенности (мужчины привязывали гениталии к паху, а женщины перевязывали грудь). Несмотря на это, ведическое общество позволяло таким людям открыто жить среди других, что иллюстрируется на примере Арджуны, который служил при дворе царя Матсьев как переодетый женщиной мужчина (Бриханнада).
Напумса
Термин напумса может включать в себя любого представителя третьего гендера, который не может иметь потомства, но в большей степени им обозначали интерсекс-людей,. Такие люди могут быть гомосексуальны, гетеросексуальны или сексуально неопределенными по своей природе, и степень их импотенции может сильно варьироваться. Тех, кто родился без надлежащих половых органов, называли на санскрите нисарга, и, как правило, они имели хроническое физическое состояние, вызванное биологическими сочетанием “мужского” и “женского” пола, известное сегодня как интерсексность. Это качество предполагает бесплодность. Согласно ведическим текстам, люди рождаются в таком облике в связи с их греховными поступками в прошлом. Тем не менее, таких людей уважали за их статус напумсака, и они весьма почитались в ведическом обществе. Их принимали в соответствии с их природой, и жили они часто внутри сообщества представителей третьего пола.
Ками
Камасутра тщательно описывает все типы сексуального поведения и практики между представителями первого и второго пола. Это, безусловно, составляет большую часть текста. Но даже в этих главах иногда упоминается явление бисексуальности. Видимо, в ведические времена бисексуальность считалась скорее вариацией гетеросексуальности, чем отдельной категорией. Отчасти это происходит потому, что бисексуалы могут производить потомство и, следовательно, не обладают характером напумсака (третьего гендера и других сексуально нейтральных людей). Их название Ками на санскрите означает, что такие лица были особенно любвеобильными и что они проявляли эту любовь в различных направлениях. В эту категорию входили те, кого одновременно привлекают и мужчины, и женщины, а также те, кто участвует в гомосексуальном акте по иным причинам, нежели просто естественное половое влечение. Тех, кто периодически переключался между гетеросексуальной и гомосексуальной связью, на санскрите иногда называли пакша.
Люди часто путают бисексуальность с гомосексуальностью, ошибочно принимая первую за проявление последней. Они не знают, что подавляющее большинство сваирини и клиба не имеют абсолютно никакого влечения к людям противоположного пола. Бисексуалы нередко сами не уверены в собственной ориентации, особенно в подростковом возрасте. В любом случае, бисексуалы, как правило, жили в обществе гетеросексуальных людей, но некоторые примыкали к общинам людей третьего гендера, где были тепло встречаемы.
Бисексуальные женщины (камини) упоминаются и в 5 песне Шримад Бхагаватам, в главе с описанием небесных сфер, расположенных ниже Земли.
А теперь, о царь, я одну за другой опишу тебе низшие планетные системы. Первая из них называется Атала. Там живет демон Бала, сын Майи Данавы, создавший девяносто шесть видов магических способностей. Даже в наши дни некоторые так называемые йоги и свами пользуются этими способностями, чтобы обманывать людей. От зевка демона Балы на свет появились три типа женщин: свайрини, камини и пумшчали. Свайрини выходят замуж только за представителей своего пола, каминиготовы выйти за мужчину любого пола, а пумшчалименяют мужей одного за другим. Когда какой-нибудь новый мужчина попадает на Аталу, эти женщины тут же заманивают его к себе и поят дурманящим напитком, приготовленным из снадобья под названием хатака [гашиш]. От этого снадобья половая сила мужчины безмерно возрастает, а женщины только этого и ждут. Соблазнив мужчину страстными взглядами и речами, женщина обнимает его и, обольстительно улыбаясь, побуждает сблизиться с ней и предаваться любовным утехам до тех пор, пока ее страсть не будет утолена. Гордясь своей мужской силой, такой человек считает себя сильнее десяти тысяч слонов. «Я достиг совершенства», — думает он. Ослепленный гордыней и одурманенный, он забывает о неминуемой смерти и мнит себя Богом.
Десять причин рождения в разных гендерах
Сушрута и Чарака Самхиты дают сложные описания того, как и почему живые существа рождаются мужского, женского или третьего гендера. Эти описания можно свести к десяти факторам, перечисленным ниже. Во многих случаях бывает задействовано несколько или даже большая часть из этих факторов в различной степени.
1. Самскара — отпечаток впечатлений в тонком теле с прошлой жизни.
Согласно ведическим учениям, живое существо является вечным и переживает бесчисленные жизни до достижения окончательного освобождения. Таким образом, каждый новорожденный человек приходит с полным набором впечатлений от предыдущей жизни, желаний и склонностью к деятельности, известным как самскара. Основываясь на этих самскарах, живое существо рождается мужского, женского или третьего гендера.
2. Кама — желание.
Каждое живое существо имеет кама или бесчисленные желания как часть предыдущих впечатлений своей жизни или самскары, упомянутых выше. В зависимости от того, в каком теле живое существо желает испытать для себя ощущения, оно рождается мужского, женского или третьего гендера или пола.
3. Сукарма — хорошая карма.
Когда живое существо рождается по своему желанию в теле мужского, женского или третьего пола, то такое рождение считается результатом предыдущих добрых поступков или Сукармой. Такое рождение легко определить, когда человек доволен, растет в достатке и проживает в условиях, где его любят и ласкают. Он может быть наделен кроме этого такими благоприятными качествами, как красота, здоровье, сила, богатство, талант, ум, хорошее происхождение, правдивость, религиозность, и так далее.
4. Викарма — плохая карма.
Когда живое существо вынуждено принять рождение в телах различного пола против своего желания, такое рождение считается результатом предыдущих проступков или Викармы. Рождение вследствие викармы можно увидеть, когда человек недоволен тем, что получил от рождения и проживает в условиях, когда его не любят и относятся к нему плохо. Такой человек иногда бывает наделен неблагоприятными качествами, такими как уродства, болезни, слабость, бедность, бездарность, глупость, лживость, чрезмерные привязанности и т.д. Также у него могут быть плохие родители.
5. Шукра-бала — сила «семени».
По количеству и качеству половых желез родителей в момент зачатия, ребенок рождается как человек мужского, женского или третьего пола. Когда преобладают мужские железы, появляется мужчина, когда преобладают женские секреты при зачатии, — ребенок рождается женщиной. Если оба равны, то потомство будет третьего пола.
6. Митхуна-видхи — метод совокупления.
Согласно ведическим писаниям, митхуна-видхи или метод совокупления также может определить пол ребенка, воздействуя на семя родителей и привлекая конкретные виды живых существ в утробу матери. При нормальном виде совокупления, ребенок будет мужского или женского пола, но если присутствуют исключительные типы совокупления, то вероятнее всего родится ребенок третьего пола.
7. Пауруша — личные усилия родителей.
Родители обычно желают гетеросексуальных детей, особенно сыновей, поэтому ведические писания предлагают много полезных практик, чтобы помочь им в этом отношении. Родители должны иметь хорошее сексуальное здоровье, принять перед зачатием бодрящие тонизирующие напитки, воздержаться от баловства, соблюдать предписанные ритуалы, рекомендации астрологов, умилостивить полубогов и так далее. На момент зачатия сознание родителей должно быть мирным и чистым, у них должна присутствовать страсть, но не чрезмерное вожделение, гнев или такие вредные чувства, как зависть. Так родители могут применять личные усилия или Пауруша для зачатию потомства, которое они желают.
8. Доша — страдание.
В связи с предыдущим грехами и, несмотря на все усилия родителей, могут возникнуть различные Доши, или недуги, которые приведут к рождению стерильного или нежеланного потомства. Слово Доша относится к страданиям, недугу, вызванному некоторым дисбалансом или обострением трех стихий в теле, известных как вата, питта и капха (также называемые доши). Когда недуг касается половых органов или происходит в сфере репродуктивной жидкости или в гормонах, потомство скорее всего родится стерильным или с не до конца сформированными гениталиями.
9. Пракрити — природа.
Когда все изложенные выше причины собраны вместе, они приводят к совокупности факторов, известных как пракрити, или природа. Действия механизма материальной природы очень неуловимы и непостижимы, однако весьма могущественны. Согласно строгим законам пракрити, все живые существа принудительно рождаются в одном из трех полов в серии бесчисленных жизней.
10. Дайва — божественное таинство.
Конечным фактором в отношении причины будущего пола и гендера ребенка является Дайва или божественная воля. На самом деле, законы природы работают в соответствии с волей самого Бога, и ничто не может их отменить. Поэтому дайва, или божественное провидение — единственное, что решает, какой из трех гендеров живое существо получит. Такие невидимые причины, как проклятие или благословение полубогов и святых, также входят в эту категорию.
Духовный гендер
Согласно учению вайшнавов, душа сама по себе обладает присущими ей духовной формой и гендером, который находится полностью спящим в течение всего ее существования в материальном мире. Этот врожденный духовный гендер не имеет отношения к физическому полу или гендеру человека и остается непроявленным даже в состоянии осознания безличного аспекта Бога — Брахмана. Духовный гендер души пробуждается только на самом высоком уровне преданного служения и отражает чистое желание живого существа служить Богу и общаться с Богом в духовном мире.
Сексуальность и духовная жизнь
Несмотря на существование людей третьего пола в ведическом обществе и весьма теплое отношение к ним других, само понятие сексуального влечения или сильного вожделения считалось и считается самым большим препятствием на духовном пути. Однако представители третьего пола, не имея сильной склонности к созданию семьи, нередко с большей легкостью, чем остальные, вставали на довольно тяжелый путь духовного развития. Это подтверждает и тот факт, что во многих монастырях и храмах (не только в сознании Кришны, но и в других религиях) среди монахов или подвижников существует большая доля людей третьего гендера. Это объясняется тем, что для них отказ от обычных благ семейной жизни не представляется таким сложным, как для людей первого и второго пола, и потому им значительно легче совершенствоваться в самоосознании.
Между тем современное общество, проявляя явные неуважение и дискриминацию к людям другой сексуальной ориентации, вместе с этим открыто пропагандирует развратную сексуальную жизнь между гетеросексуальными мужчинами и женщинами, чем наносит себе вред гораздо более ощутимый, нежели признание особой роли людей третьего пола. Сегодня для многих является нормой изменять своему мужу или жене, что, согласно древним законам ведического общества, было явлением более вопиющим, нежели однополые браки. Современное общество страдает не от того, что в нем присутствуют геи или лесбиянки, а от того, что нравственные идеалы девственности и целомудрия сегодня ничего не стоят, а сами люди не понимают, какое разрушительное воздействие это оказывает и будет оказывать на все человечество в целом.
По материалам Самбандха и Galva 108
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
- В Индии издана книга об ЛГБТ в дхармических религиях
- Как найти лесбиянок в сакральных индуистских изображениях
Следите за нашими новостями!