Антиэкстремистское законодательство в России создало правовую базу для преследования как религиозных групп, так и общественных организаций, причем применение этих законов может быть направлено против письменных и устных высказываний. Об этом в своем докладе «Российское общество под контролем» заявила Международная федерация прав человека (FIDH).
«Антиэкстремистское законодательство создало правовую базу, в том числе, и для преследования религиозных групп — в основном, мусульманских. Достаточно легкое в использовании, поскольку оно может быть направлено как против письменных, так и против устных высказываний — т.е. против намерений, а не совершенных действий — законодательство по борьбе с экстремизмом оказалось весьма эффективным для преследования мусульманских организаций», — говорится в докладе.
Как передает «Кавказский узел«, FIDH отмечает, что пополнение списков «запрещенных» экстремистских публикаций происходит день ото дня: в них даже включены тексты, озаглавленные «Основы ислама», причем, без каких-либо библиографических данных.
«Создается впечатление, что посредством данного закона государство создало механизм политического и идеологического контроля, крайне губительного для свободы слова и свободы вероисповедания», — сообщается в докладе.
Согласно докладу FIDH при применении современного антиэкстремистского законодательства судьи имеют слишком широкую свободу его интерпретации. В любом случае, даже если преследование не всегда заканчивается осуждением лиц к лишению свободы, этот закон способствует созданию климата запугивания.
FIDH особо отмечает использование непрозрачного понятия «предостережений о недопустимости нарушения антиэкстремистского законодательства», которые выносятся организациям и СМИ. В частности, такое предупреждение было вынесено 2006 году обществу «Мемориал», опубликовавшему на своем интернет-сайте заключение муфтия о том, что некоторые тексты, распространяемые «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», не носят экстремистского характера.
По мнению FIDH, в ходе применения антиэкстремистского законодательства была узаконена практика, которая существовала уже много лет в условиях чеченского конфликта — использование этого закона для значительного усиления репрессий, особенно против специфических групп — таких, как некоторые мусульманские общины.
Связанная с чеченской войной пропаганда сыграла важнейшую роль в распространении негативного образа ислама, ассоциируемого с «ваххабитской угрозой». Впоследствии к этому добавились и сотрудничества в рамках Шанхайской организации ШОС с авторитарными государствами, враждебными к так называемым «нетрадиционным» мусульманским движениям (в частности, с Узбекистаном), и общая атмосфера, сложившаяся на международном уровне и способствующая подозрительности по отношению к исламу.
В результате, как сообщает в своем докладе FIDH, и на Северном Кавказе, и в остальных регионах России — в частности, в Волжско-Уральском регионе, сформировалась политика, все более агрессивная по отношению к мусульманам.
Директор информационно-аналитического центра «Сова», эксперт по вопросам, касающимся неправомерного применения антиэкстремистского законодательства Александр Верховский считает, что в практике применения российского антиэкстремистского законодательства существует много примеров нарушения прав и свобод граждан.
«Сейчас под это антиэкстремистское законодательство попадают не только представители, так называемого «нетрадиционного ислама», но и многие другие религиозные течения. И наше законодательство просто прекрасно приспособлено к тому, чтобы преследовать, как раньше бы сказали, «религиозное инакомыслие»», — говорит Верховский.
Источник: Islam News.