«Три худших оскорбления в моей стране — это индеец, гомосексуал и коммунист», — рассказал испанскому изданию El Mundo гватемальский режиссер Хайро Бустаманте. О каждом из них он снял фильм. «Дрожь» — вторая часть трилогии, и она посвящена гомосексуальности и «излечению» от неё — репаративной терапии.
«Кипятите воду». Хайро Бустаманте (Jayro Bustamante), родившийся в 1977 году в Гватемале, рассказывает, что в детстве не раз видел, как его мать брала машину напрокат, находила мегафон и просила кого-нибудь кричать в него одну простую фразу: «Кипятите воду!» Она не была безумна, разве что самую малость, просто ответственна. Его мать работала врачом в гватемальской деревне, где в основном жили представители коренных народов. Когда штормы усиливались, грязная вода смешивалась с чистой, поэтому единственным способом обеспечить гигиену было кипячение. Ей приходилось кричать. Кричать, чтобы люди кипятили воду. «Это что-то вроде семейной шутки, но она поможет объяснить смысл моей работы», — говорит режиссер. Фильм «Дрожь» (Temblores), премьера которого была отложена из-за эпидемии коронавируса, — это что-то вроде предупреждения, сигнала тревоги. Вместе с фильмами «Вулкан Ишканул» (Ixcanul) 2015 года и «Ла Йорона» (La llorona), который должен выйти в мае, он составляет трилогию, описывающую жизнь в Гватемале.
«Три худших оскорбления в моей стране — это индеец, „уэко» (исп. дыра), так в Гватемале называют гомосексуальных людей, и коммунист. В каждом фильме рассказывается об одном из них», — говорит Хайро Бустаманте. В первом фильме, «Вулкан Ишканул», представлена история девушки из народа какчикель, которая забеременела и из-за этого подвергается травле. В фильме «Ла Йорона» рассказывается о судьбе генерала, очень похожего на диктатора Хосе Эфраина Риоса Монтта (José Efraín Ríos Montt), которого сначала осудили за геноцид, а потом оправдали по неясным, но в то же время очевидным причинам. И наконец, фильм «Дрожь» — это история Пабло. Он честный человек, протестант, он женат и у него двое детей. Но в один прекрасный день Пабло влюбляется во Франциско. Что ж, «уэко». Затем рассказывается не столько о его превращении в порядочного гетеросексуала, как это называют праведники, сколько о его уничтожении и, возможно, о полнейшем искоренении благопристойности.
Фильм смотришь, не отрывая глаз. На фоне разоблачения, немыслимости и жестокости Бустаманте удается показать не только состояние души, но и те чувства, что бушуют в обществе. Это реалистичный фильм, поражающий до глубины души. В его основе лежит не только призыв, но и стремление раскрыть всю суть проблемы. «Магический реализм вышел за пределы литературы. В Латинской Америке все пропитано чем-то фантастическим. Мы надеваем амулеты, зажигаем свечи… К религии мы относимся крайне суеверно, даже болезненно. Она же выполняет свою функцию: помогает снять с себя всякую ответственность. Все, что с тобой происходит, — это вина дьявола», — говорит режиссер. Таким образом он хочет пояснить, что заложено в этом фильме, где в каждом кадре происходит что-то немыслимое.