История Иисуса начинается с женского голоса. В версии Луки женщина принимает решение самостоятельно. Провокативное высказывание: она решает, случится ли вообще история Иисуса. Ее «да будет» начинает все.
Отважный, робкий женский голос приводит Бога в мир в большей полноте.
Адвент — хорошее время, чтобы почтить, оценить по достоинству и выслушать многие сильные женские голоса. Они учат нас, бросают нам вызов, любят, через них мы — если позволяем себе это — переживаем опыт встречи с Богом более полно.
И тогда и сейчас женские голоса игнорируются, маргинализуются, заглушаются теми, кто считает, что слушать нужно только мужчин. История Иисуса переворачивает это вверх тормашками. Она с самого начала помещает женщин в центр.
Во времена, когда только мужчины принимали «большие решения», а к женщинам относились как к собственности, роль Марии шокирует. И это — только начало богословски радикальной и социально провокационной истории.
В версии Луки Мария посещает родственницу — Елизавету — и две женщины объединяются в священном моменте. Мария говорит о страсти Бога к справедливости — так, как потом будет делать ее сын, что неудивительно.
В конце концов, кто учит Иисуса, кто формирует его характер? Его мама. Иисус узнает о Боге через голос женщины.
Возможно, именно поэтому Иисус так настойчиво игнорирует и нарушает правила общества и религии, которые пытаются ограничить роль женщин. Он постоянно взаимодействует с женщинами способами, которые религиозные и общественные лидеры назвали бы возмутительными.
В знаменитой истории Иисус посещает двух сестер, и одна из них предпочитает сидеть с ним и обсуждать религию — царство мужчин — вместо того, чтобы присоединиться к своей сестре Марфе, которая готовит еду, как и положено было женщине.
Все мы знаем, что в кульминации истории Иисуса женщины показывают любовь и храбрость там, где мужчины бегут и прячутся. Петр отрекается от Иисуса, чтобы спасти свою шкуру. Женщины? Они рискуют жизнью, чтобы оставаться с Иисусом до конца.
И дальше, два дня спустя, только женщинам хватает храбрости пойти к гробнице. Пока мужчины все еще прячутся в страхе, женщины сталкиваются с воскресшим Иисусом. Он просит их рассказать мужчинам, что они увидели — и мужчины должны учиться у женщин.
Что характерно, мужчины не верят женщинам и игнорируют их рассказ. Они идут к гробнице, чтобы удостовериться — но не получают того опыта, не встречаются с Иисусом, которого уже знают женщины.
Такое происходит во все эпохи: мужчины предпочитают игнорировать голоса женщин, которые переживали вещи, о которых мужчин знать не знают.
Мужчины, получившие контроль над церковью, маргинализовали женщин, и вряд ли Иисусу бы понравилось это. Они бесчестно исказили образ Марии Магдалины. Они ограничили роль матери Иисуса образом «Девы Марии», отказались от отважной женщины, которая изменила мир своими словами.
В наши дни многие церкви запрещают женщинам служить и рассказывать о своем опыте встречи с воскресшим Иисусом. Голоса женщин маргинализуются и игнорируются, как и две тысячи лет назад.
Наше общество считает, что женскому голосу меньше стоит верить, и что он не так важен, как мужской. Когда речь заходит о сексуальном насилии, изворотливому отрицанию мужчины верят охотнее, чем словам многих отважных женщин, которые говорят #MeToo.
Давно пора что-то менять.
Давайте используем Адвент — время, начинающееся с отважного голоса женщины — чтобы внимательно слушать женские голоса. Давайте будем почитать их и услышим, как Бог говорит с нами через них.
Пусть эти голоса научат нас своей правде, особенно той, которую мы не хотим слышать. Пусть мы позволим их отважному и постоянному «да будет» менять всех нас и наш мир.
По материалам Sojourners от 4 декабря 2017 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
Следите за нашими новостями!