13 июля, на 6 съезде организации религиозных феминисток «Колех», посвященном социальной справедливости и борьбе с дискриминацией женщин в религиозном обществе, выступили и представительницы организации религиозных лесбиянок «Бат Коль».
Это уже второй случай сотрудничества феминистской и лесбийской организаций, большинство представительниц которых относятся к либерально-ортодоксальным сионистам («вязаные кипы»). На съезде, темой которого стали социальные проблемы религиозных женщин (например, «отказниц», которые не могут получить развод в раввинатских судах, или жертв сексуального насилия в религиозном обществе), впервые в истории религиозной общины прозвучал голос однополых семей.
Зива Офек, адвокат, которая растит с супругой двоих сыновей, в своем выступлении сказала: «Общество, которое гласно или негласно загоняет лесбийские отношения в шкаф, в подполье, практически превращает их в развратные. Такие отношения будут определенно лишены взаимных обязательств, семейственности, возможности стать родителями – то есть всего того, что так превозносит иудаизм. Когда мы требуем принять религиозных ЛГБТ и однополые семьи как часть общины, мы практически требуем иметь возможность оставаться религиозными евреями и жить со своей половинкой в верности, святости и исконно еврейской семейственности». Офек подчеркнула, что сегодня многие религиозные лесбиянки решают завести детей с помощью донорской спермы, и вопрос принятия таких детей в религиозные сады и школы становится все более актуальным.
На другом симпозиуме выступила Яэль Орьян, которая представила свою нетрадиционную семью — две мамы и дочка — в рамках обсуждения принятия в общине (школах, синагогах и проч.) разных типов нетрадиционных семей, например, разведенных, матерей-одиночек и др. Ее выступление сопровождалось бурным обсуждением и дебатами. Некоторые участницы были поражены тем, что религиозные лесбиянки, которые строят однополые семьи и становятся частью общины – это не миф, а существующая во всех регионах страны реальность.
Также обсуждались альтернативные «брачные» ритуалы для ЛГБТ-пар, заменяющие ортодоксальную хупу. Как оказалось, есть возможность провести консервативную хупу с консервативным раввином, а также построить самостоятельный, новый ритуал. Права однополых пар в Израиле, утверждалось на съезде, почти повсеместно приближены к правам неженатых пар («ядуим бецибур»), хотя во многих судах (например, иерусалимском или беер-шевском) это все еще требует определенной борьбы.
Реакция участниц съезда на выступления представительниц лесбийской организации была неоднозначной, но большинство согласились, что чрезвычайно важно, чтобы и голос религиозных ЛГБТ был услышан, и чтобы они не были «прозрачными» для своей собственной общины. Даже если решить все проблемы прямо сейчас невозможно, утверждали участницы, религиозные лесбиянки, как и остальные женщины, справедливо требуют от общины выслушать их, проявить понимание к их трудностям и толерантность к их выбору.
Источник: Радуга