…и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул
Иоанн 2:13
Гневный современный Христос препятствует работе финансовых менеджеров на картине «Иисус изгоняет менял». Иисус с развевающимися волосами переворачивает столы, гнущиеся от денег. Монеты рассыпаются, чеки летят, мужчины в костюмах убегают. Толпа на заднем плане срывает с петель ворота, которые отделяют людей от финансистов. Одинокий охранник пытается сдержать толпу, полицейский хватает Иисуса за плечо. Иисус выглядит как борец за свободу, сражающийся со скупостью и неравенством доходов. Судя по всему, дело происходит в офисе церкви — либо речь идет о финансовой организации, которая расположена в здании со статуями и классическими колоннами.
Все четыре Евангелия описывают то, что чаще всего называется «очищением Храма». Иисус выгнал менял из Храма как только прибыл в Иерсуалим. Он не выдержал, когда увидел, как эти люди используют веру людей для своих целей. Это единственный раз, когда Иисус использует физическое насилие — он рассыпает монеты и переворачивает столы. Потом он делает кнут из веревки и выгоняет менял, а заодно — жертвенных животных, которыми они торгуют. Ничто так не злило Иисуса как религиозное лицемерие: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Матфей 21:13). Иисус часто говорил об эксплуатации бедняков религиозными лидерами — кажется, больше он говорил только о Боге.
На картине Бланшара непонятно, где происходит дело — это может быть и банк, и церковь. Это вполне соответствует историческим реалиям Иисуса — иерусалимский Храм был не только местом служения, он служил еще и национальным банком: в сокровищнице Храма хранились частные вклады, через Храм можно было занять деньги, через Храм собирались долги. Там же продавали жертвенных животных. Менялы в иерусалимском Храме занимались обменом иностранной валюты и делали немалый доход на несправедливом обменном курсе. С этих операций получали деньги и священники.
Гнев Иисуса завораживал художников в Средние Века и в эпоху Ренессанса: так, Эль Греко создал не менее пяти версий этой сцены. Современные художники чаще всего игнорируют эпизод. Скорее всего, Бланшар — единственный, кто изобразил ЛГБТ-видение этой сцены.
Возможно, другие ЛГБТ-версии Иисуса, изгоняющего менял, можно найти не в произведениях искусства, а в действиях: протест на заднем плане напоминает «Захвати Уолл-Стрит», хотя картина создана за десять лет до этих событий. Иисус в интерпретации Бланшара может быть зол растущей пропастью между 1% богатых и 99% процентами всех остальных, или любыми другими формами экономической несправедливости.
«Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.»
Иисус действовал, когда видел, что что-то не так. Ничто так не злило его, как религиозное лицемерие, которое преграждало путь к Богу. Он вышел из себя, увидев религиозных лидеров, которые заставляли людей платить, чтобы посещать службы. Он сказал, что проход в Рай нельзя купить! Бог для всех, бесплатно — не обманывайте вдову, не отбирайте у нее последнее. Жертва, угодная Богу — справедливость и любовь. Конечно, вы можете собрать кучу денег, утверждая, что какая-то группа — это угроза: прокаженные, иммигранты, ЛГБТ. Но помните, так как вы сделали это одному из Моих меньших, то сделали Мне! Прекратите демонизировать людей! Вы называете ЛГБТ мерзостью, но то, как вы делаете деньги — настоящая мерзость! Лицемеры!
Иисус, спасибо за твой гнев. Дай мне храбрости выступать против несправедливости.
По материалам QSpirit
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: