Мы публикуем заключительный фрагмент книги «Я благословлю тебя и будешь ты в благословение. Ресурсы свидетельства и благословения союза в однополых отношениях для изучения и использования, созданные семьдесят седьмой Генеральной конвенцией Епископальной церкви в июле 2012 года».
Предыдущие части:
Обзор: Богословская рефлексия на однополые взаимоотношения
Призыв Церкви: Фокус на миссии
Радость Церкви: Теология благословения
Церковная жизнь: Отношения завета
О Бог Отец нашего Господа Иисус Христа, нашего единственного спасителя, Князя мира: Даруй нам благодать серьезно принять к сердцу большую опасность, в которой мы находимся в наших несчастных разделениях; удали всю ненависть и предрассудки, а также все, что может помешать нашему благочестивому союзу и согласию; как есть только одно тело и один дух, одна надежда на наше призвание, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех нас, так и мы можем быть все одним сердцем и одной душой, объединенными одной святой связью истины и мира, веры и любви, и можем единомысленно, едиными устами славить Тебя; во имя Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.
— “For the Unity of the Church,” BCP, 818
Христианское единство с Богом и друг с другом во Христе – это драгоценный дар; подобным же образом, наши различия как верующих есть дары, которые должны почитаться, потому что эти различия принадлежат установленному Богом порядку. С помощью этих даров мы оснащены «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия” (Ефесянам 4: 12-13).
Книга Общей Молитвы (1979) поощряет членов Епископальной церкви молиться за единство христиан, обращаясь к посланию Павла к Ефесянам. Это письмо напоминает нам, что наши узы любви укоренены не в наших собственных усилиях, но в милости Божьей, дарованной в крещении. Это ни что иное, как одно Тело и один Господь. Это ни что иное, нежели крещение, которым мы объединены — сердцем, душой и разумом — друг с другом (Ефесянам 4:5). Большинству из нас, как цитированная выше молитва напоминает нам, это единство в крещении служит христианским хвалить и прославлять Бога.
В крещении, Бог связывает нас с самим собой, связывая нас с теми, кто отличается от нас, привязывая наше спасение неразрывно к спасению других. Кроме того, божественный дар единства никоим образом не зависит от единообразия. Мы объединены друг с другом не потому, что мы на то согласны, но потому, что Бог объединил нас1. Связь, которую мы обретаем через крещение, дает нам пространство для того, чтобы не соглашаться друг с другом, оставаясь связанными узами любви, которые мы разделяем как члены Божьего собственного дома любви и благодати. Нам предписано это единство, продолжающееся «в апостольском обучении и общении, в преломлении хлеба и в молитвах”2. Мы не можем жить с этим даром сами по себе, но «воздыханиями неизреченными» Дух «подкрепляет нас в немощах наших» (Римлянам 8:26). Дух медленно принимает, предлагает и преобразует все молитвы тех, кто не согласен с другими, чтобы дать им возможность явить Тело Христово более видимым в мире, равно как и в Церкви. В этом продолжающемся процессе освящения мы провозглашаем, что мы помечены навсегда как собственность Христова, как члены Тела Христова3. Эта основополагающая реальность нашей совместной жизни посылает нас в мир свидетельствовать о примиряющей любви Христа4.
Проблемы в принятии Божьего дара единства все более и более заметными становятся, например, в Новом Завете, применительно к разделению в коринфской церкви (1 Коринфянам 3: 1-9), в напоминании Павла Римлянам о том, что тело включает в себя множество разнообразных членов (Римлянам 12: 3-8), и, возможно, в первую очередь, — в крещении Павлом неевреев, что вызвало дебаты с Петром о том, как интерпретировать наследование ими Писания. Павел описывает это разногласие в своем послании к Галатам (2: 2-21). Видение Петра (Деяния 10: 9-16) перед встречей с Корнилием, римским сотником, и взаимодействие с другими народами побудили его заявить, что никто не должен называться «профанным” или “нечистым» (Деяния 10:28), и призвать его товарищей-апостолов не удерживать воду крещения от тех, кто получил Святого Духа так же, как те, что его имели (Деяния 10:47). Включение язычников, которые не соблюдают законы питания, в семью Бога Израилева, отменило вековые толкования Библии.
На протяжении всей истории Церкви христиане стремились следовать этой апостольской практике молитвенного обсуждения в свете Писания и различать волю Божью — «что есть благая, и угодная, и совершенная» (Римлянам 12: 2) — в каждом новом месте и времени.
Основной вызов нам, как Телу Христову, — жить вместе не только тогда, когда мы согласны в нашем распознавании вещей, но и тогда, когда Дух ведет верных христиан к тому, чтобы иметь различные взгляды. Различные толкования Писания возможны, при условии, что они ведут нас к тому, чтобы любить Бога и друг друга5.
Резолюция Общей конвенции 2009-C056 признает различия мнений внутри Епископальной Церкви по поводу интерпретации Писания и однополых отношений. Этот богословский ресурс представил интерпретации некоторых из трудных библейских отрывков, чтобы поддержать союзы однополых пар, понимая, что некоторые члены Епископальной Церкви продолжают слышать слово Господа по-разному в этих отрывках. Все мы должны больше узнавать из Писания и друг от друга. Дух крестит всех нас во имя Иисуса, который сам есть Слово Божье и Господь Писания. Оставаясь верными Христу, мы признаем и уважаем эти различия между нами в нашей пламенной надежде, что разногласия по поводу этого библейского материала не обязательно разделят Церковь6. Англиканские христиане, наряду с христианами многих других объединений и исторических эпох, обнаруживают новые и новые пути к тому, чтобы благодать Господа во Христе пролагала путь к единству, даже посреди глубоких расхождений7.
Наши сегодняшние несогласия следует рассматривать в контексте соглашения, которому мы следуем, чтобы наслаждаться интерпретацией Библии: контексте спасительной любви и благодати Божией во Христе, призывающих нас быть святым народом, жить в верности и обращаться с человеческим телом, как с храмом Святого Духа, как мы и стараемся, с Божьей помощью, чтобы исполнить наши крещальные клятвы «искать Христа и служить Ему во всех людях», любить наших ближних как самих себя, «стремиться к справедливости и миру для всех людей» и «уважать достоинство каждого человека»8. В таком соглашении любовь, с которой мы относимся друг к другу, имеет образец в любви Бога к народу Божьему, а также в жизни и служении самого Иисуса.
Писание предлагает не много материалов, которые могут быть рассмотрены с точки зрения современных представлений о сексуальной ориентации, и библейские авторы уделяют сравнительно мало внимания вопросам однополых отношений.
Библейские ученые разделились по поводу перевода и интерпретации текстов, чаще всего упоминаемых в связи с этим вопросом9. Некоторые утверждают, что эти тексты однозначно запрещают однополые отношения; другие утверждают, что эти тексты не относятся к однополым отношениям, как мы понимаем их сегодня, и что каждый текст должен быть истолкован в пределах своего собственного исторического и литературного контекста10.
Подобные разногласия по поводу толкования Библии отмечали жизнь Церкви на протяжении всей ее истории. Верные христиане изо всех сил трудились в течение многих столетий, чтобы понять, поощряет ли Писание представление о том, являются ли обеты религиозной жизни призванием высшим, нежели брак. Церкви не согласились между собой по вопросу о библейском осуждении «ростовщичества», которое первоначально означало взимание процентов на деньги, данные взаймы, что применяется в современных экономических системах. Протестантские реформаторы не согласились об интерпретации библейской евхаристии и даже о том, какие книги Библии должны войти в канон Писания. Английские реформаторы боролись с различиями библейских взглядов на литургические облачения, церковную музыку, отношения между Церковью и государством, сакраментальное богословие и роль рукоположения в служении11.
Епископальная Церковь боролась за то, чтобы толковать Писание, принимая во внимание культурные изменения, будь то экономические реформы, развод и повторный брак или контрацепция12. Практика рабства и роль женщин — две области, в которых серьезные отступления от библейского текста были особенно спорными. Христиане, в том числе епископалы, в девятнадцатом веке широко использовали Библию, чтобы оправдать институт рабства, в частности, в Соединенных Штатах13. Например, в 1863 году Председательствующий епископ Джон Генри Хопкинс Вермонтский опубликовал работу, которая называлась «Библейский взгляд на рабство», в которой рабство защищалось как «полностью одобряемое Ветхим и Новым Заветами», определяя его как «служение жизни, нисходящее к потомкам»14.
Борьба за рукоположение женщин в Епископальной Церкви также вызвала глубокие конфликты вокруг библейских толкований. Те, кто поддерживал рукоположение женщин, основывали свои аргументы на евангельском обещании свободы и целостности для всех, тогда как их оппоненты верили в то, что мужской пол учеников, поименованных в Новом Завете, устанавливает неизменяемую традицию мужского священства15.
Епископальная Церковь в итоге изменила свою позицию по отношению к рабству и рукоположению женщин. Разнообразие подходов к Писанию в обоих случаях сделало эти решения спорными. Продолжают ставиться серьезные вопросы о том, как мы понимаем авторитет Писания, не только в отношении рабства или рукоположения женщин, но также, сегодня, об однополых отношениях. Все три этих темы угрожали разделить Церковь. Никто сегодня не оправдывает институт рабства, но во всем мире англиканские сообщества продолжают жить в несогласии в отношении рукоположения женщин и благословения однополых отношений. Как и у предыдущих поколений верующих, которые сражались подобным же образом, наши сегодняшние разногласия не несут необходимости поставить под угрозу наше общее свидетельство о благой вести о Боге во Христе, поскольку мы смотрим вперед, на тот день, когда наше частичное знание станет полным (1 Коринфянам 13:12) и когда Бог будет «все во всем» (1-е Коринфянам 15:28).
Надежда на тот день полноты во Христе, которую мы разделяем, тем не менее, не стирает вызова жизни в Божьем благодатном даре жизни в единстве сегодня. Для большинства христиан это означает осторожно устанавливать пределы приемлемых различий; за этими пределами различий сохранение единства христиан может быть трудным или невозможным.
Вызов, следовательно, заключается не в том, существуют ли пределы наших различий, а в том, как узнать, когда мы пересекаем эти границы, и по какого рода вопросам (будь то доктринальные, моральные или литургические, например) мы можем сохранять расхождения, оставаясь при этом едиными16. В спорах об однополых отношениях и библейских толкованиях англиканские христиане не согласны с процессом различения. Некоторые епископалы заключают, что благословение таких отношений выходит за пределы приемлемых различий, и, действуя по своему разумению, они расстаются с Епископальной Церковью, тогда как другие, также несогласные, предпочитают остаться. Наша Церковь продолжит жить с различными подходами к Писанию по этому вопросу.
В поворотный момент для ранних верующих, как отмечено в Деяниях, 15, возможность включения неевреев в христианскую семью вызвало значительные противоречия. Важность этого исторического момента сегодня заключается не в различиях между евреями и неевреями первого века, но в процессе молитвенного обдумывания, который эти ранние верующие приняли. Перед лицом реальной возможности непоправимого разделения апостолы искали способ почтить центральное место Писания и в то же время осторожно идти за продолжающимся движением Духа в их среде.
Деяния апостолов показывают, что некоторые верующие из секты фарисеев настаивали на то, что мужчины не могут быть спасены, если они не обрезаны и не хранят закон Моисеев (Деяния 15:5). Поскольку апостолов и старейшин в Иерусалиме заботил этот вопрос, Петр (которого Павел убедил принять его точку зрения) подтвердил работу Святого Духа среди неевреев: “Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деяния, 15:8 – 9). Иаков рассмотрел этот завет и заключил, что работа Духа побуждает к рассмотрению Писания и расширению действия Евангелия на неевреев (Деяния 15:13-21).
Текст Деяний, 15 стоит в ряду других ключевых библейских моментов, на которые Божьи люди смотрят широко, чтобы увидеть нечто новое, что приносит Бог (Исаия 43: 18-21), их предположения встречают вызов излияния Духа Божьего там, где они не ожидали (Числа 11: 26-29; Иоиль 2:28), а также поразительные первые плоды нового творения Божьего в восстании Иисуса Христа из мертвых (1 Коринфянам 15: 20-25).
Эти библейские поворотные пункты сами по себе сегодня не вызывают разногласий, хотя они побуждают к тому же самому апостольскому процессу молитвенного обдумывания: опора на центральное место Писания и тщательное внимание к работе Духа в нашей среде .
Епископальная Церковь внимательно слушала Духа, обсуждая рабство и рукоположение женщин. Мы призваны сегодня слушать описания освящения и святости в отношениях однополых пар и различать в них свидетельство о работе Бога в своей жизни. Когда мы слушаем, мы верим в тот Дух, который, как и обещал Иисус, поведет нас дальше в истине (Ин 16:13), молимся, как сам Христос делал это, за наше единство друг с другом в Боге (Ин. 17:11) и благословляем Бога за Его обильную благость во Христе, так чтобы, вслед за Павлом, мы могли поделиться более полно благословениями Евангелия (1 Коринфянам 9:23).
Перевод: Гульнара Курманова, специально для Nuntiatre.org
- См. Thomas E. Breidenthal, “Communion as Disagreement,” в: Gays and the Future of Anglicanism: Responses to the Windsor Report, ed. Andrew Linzey and Richard Kirker (Ropley, UK: O Books, 2005), 188-198.
- “The Baptismal Covenant,” BCP, 304.
- Центральное место крещения в нашей повседневной жизни отстаивалось рядом англиканских лидеров, начиная с Томаса Кранмера и включая Ф.Д. Мориса и Уильяма Рида Хантингтона. Как Поль Эйвис описал это, англиканская экклесиология зависит от настояния на том, «то, что объединяет нас со Христом [то есть крещение] есть все, что необходимо, чтобы мистически объединить нас друг с другом» (The Identity of Anglicanism: Essentials of Anglican Ecclesiology [London: T&T Clark, 2007], 111).
- Об экклесиологии крещения см. Weil, A Theology of Worship, 22-28
- Бл. Августин Гиппонский верил, что заповедь книги Бытия «плодиться и размножаться» (1:22, 28) приложима не только к воспроизведению потомства, но также к приумножению значений текстов Писания. Августин также верил в то, что существуют пределы приумножения интерпретаций: ни одна их интерпретаций не может быть рассмотрена как соответствующая христианской этике, если она нарушает заповеди любви к Богу и ближнему. См. Dale B. Martin, Pedagogy of the Bible: An Analysis and Proposal (Louisville: Westminster John Knox Press, 2008), 59, 83-84.
- Роуэн Уильямс заметил, например, что авторы нашей распространенной англиканской истории часто обращаются к “богословски информированному и духовно устойчивому терпению», поскольку англиканское христианство продолжает расти и изменяться. Эти авторы, говорит Уильямс, «не ожидают, что слова людей быстро решат их проблемы, они не ожидают, что Библия принесет свои плоды сегодня ночью. Они знают, что, как христиане, они живут среди необъятности смыслов, живут в свете божественного действия, которому сопоставлено искусство краткого объяснения. Они принимают как само собой разумеющееся то, что верующий всегда учится» (Anglican Identities [Cambridge, MA: Cowley Publications, 2003], 7).
- Поскольку история Церкви исполнена многими примерами такого рода, для иллюстрации из англиканской истории см. William L. Sachs, The Transformation of Anglicanism: From State Church to Global Communion (Cambridge: Cambridge University Press, 1993), esp. chap. 4, “The Struggle to De ne the Church and its Belief,” 120-63.
- “The Baptismal Covenant,” BCP, 305
- Эти тексты — Бытие 1-2, Бытие 19, Левит 18:22 и 20:13, к Римлянам 1, 1-е к Коринфянам 6:9, 1 Тимофей 1:10, и Иуда 7.
- Обзор этих позиций содержится в англиканском богословском обзоре, посвященном однополым бракам; он предлагает «две интерпретации доктринальной и библейский веры, в корне не согласные между собой» (Ellen T. Charry, “Preface,” Anglican Theological Review 93:1 [Winter 2011]: xiv). Две основных статьи этого выпуска журнала вытекают из проекта, начатого весной 2008 года, House of Bishops of the Episcopal Church, с тем, чтобы быть рассмотренными теологической комиссией палаты епископов.
- Об истории различных прочтений Церковью трудных библейских отрывков см. John L. Thompson, Reading the Bible with the Dead: What You Can Learn from the History of Exegesis That You Can’t Learn from Exegesis Alone (Grand Rapids: Eerdmans Publishing Company, 2007).
- Обзор проблем библейской интерпретации широкого спектра этических проблем в Епископальной церкви см.: Robert E. Hood, Social Teachings in the Episcopal Church (Harrisburg: Morehouse Publishing, 1990).
- Stephen R. Haynes, Noah’s Curse: The Biblical Justi cation of American Slavery (New York: Oxford University Press, 2002).
- John Henry Hopkins, “Bible View of Slavery,” Papers from the Society for the Diffusion of Political Knowledge, no. 8 (1863): 132, 117; см. также John Henry Hopkins, A Scriptural, Ecclesiastical, and Historical View of Slavery, From the Days of the Patriarch Abraham, to the Nineteenth Century (New York: W. I. Pooley and Co., 1864), 6.
- Pamela W. Darling, New Wine: The Story of Women Transforming Leadership and Power in the Episcopal Church (Cambridge, MA: Cowley Publications, 1994), 149.
- Посмотреть замечания по вопросам, которые имеют важное значение для христианской жизни, и тем, по которыми мы можем иметь законные разногласия, см. To Set Our Hope on Christ, 49-52.