Чувство вины — тяжелая ноша. Чувство вины может сожрать эмоционально, повлиять на здоровье, испортить отношения.
В последнее время я много думаю об этом чувстве — особенно о тех случаях, когда оно навязано религией. Я знаю, что чувство вины было со мной с детства, но только недавно поняла, что многие мои сверстники чувствуют то же самое, и им приходится что-то делать с теми же эмоциями и мыслями, что и у меня.
Поэтому начну сначала. Откуда взялось чувство вины?
Я вырос в консервативной церкви. Отчетливо помню, почему решил стать христианином. Многие друзья рассказывали, что их мотивирует любовь к Иисусу, и как им хотелось быть ближе к нему, потому что для них он — лучший друг.
Со мной все было не так. Меня мотивировали страх и вина. Я так хотел избежать адских мук, что готова был на все, только бы туда не попасть. Мне в то время было всего двенадцать. Подростковый возраст только начинался, а меня уже мучали мысли о смерти и вечном наказании.
Но давайте вернемся назад, в то время, когда мне было восемь. В этом возрасте я подвергся сексуальному насилию со стороны одного из моих друзей. Это и сам по себе очень тяжелый опыт для восьмилетнего ребенка. Но на первичную травму наложились слова, которые я слышал в церкви: «Мальчики, которые целуют мальчиков — геи, а геи отправляются в ад!» Так идея ада стала для меня реальной, и я думал об этом постоянно. У меня есть друзья-геи, которые выросли в церкви, и такие слова взрастили в них не только чувство вины, но и ненависть к себе.
Вернемся к двенадцатилетнему мне. Все взрослые, которых я знал, говорили о грехе, об аде, о том, что человечество недостойно. Это были аксиомы, которые повторялись каждую неделю: люди недостойны, природа человека грехловна. Даже один шаг за размытую черту «греха» отправит нас в ад. Ребенку ужасно это слышать. Нас учат, что мы отправимся в ад из-за нашей природы, с которой ничего не можем поделать!
Гомосексуал? Мне жаль. Стань гетеро или отправляйся в ад.
В депрессии? Мне жаль. Греши меньше и будь счастлив, или отправляйся в ад.
Наступил пубертат? Мне жаль. Не мастурбируй, никогда не думай о сексе, или отправишься в ад.
Конечно, я никогда не сомневался в том, что ад реален, и что я туда попаду. Я помнил о том, что произошло, когда мне было восемь, но мои грехи на этом не заканчивались. Иногда я лгал, и даже это само по себе отправляло меня в ад. Иногда я проявлял агрессию, и взрослые говорили, что такое поведение — билет в ад. А когда настал подростковый возраст, мне сказали, что мысли о девочках тоже отправят меня в ад! Я был обречен.
Поэтому я сделал то, что мне советовали сделать все авторитетные фигуры: я крестился и посвятил жизнь следованию за совершенством Иисуса. В конце концов, он был идеален. А мы должны были его имитировать. Совершенство — вот что было нашей целью.
Но никто не совершенен. Передо мной стояла недостижимая цель — быть совершенным или отправляться в ад.
Я не просто так все это рассказываю. Многие мои сверстники борются с неуверенностью и тревожностью. С того момента, как мы начинаем формулировать собственные мысли, нас осыпают словами о том, что мы недостаточно хороши для Бога. Мы недостойны любви. Даже самый маленький грех — это причина, из-за которой распяли Иисуса. Если мы хоть один раз оступимся и согрешим, то окажемся в аду навсегда. Это даже в Библии написано: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» или «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими».
Когда ставки так высоки, когда об этом напоминают каждую неделю, какой есть выбор у ребенка? Дети до восемнадцати не могут голосовать. Отчасти это потому что мозг ребенка все еще развивается, а отчасти — потому что у них недостаточно жизненного опыта чтобы принять обоснованное решение. Если это справедливо на политическом уровне, почему считается нормальным заставлять ребенка принимать решение о его вечной душе, причем часто даже до подросткового возраста?
Мне за тридцать, и только сейчас я начинаю разбираться в том, как жить без чувства вины. Я знаю, что это будет долгий процесс, но я рад, что начал освобождаться от ноши, которую тащил всю свою жизнь. Я надеюсь, что смогу помочь другим. У нас украли эмоциональное благополучие, когда лгали и говорили, что мы недостойны. Нам навредили, когда говорили, что наша ценность определяется вещами, которые мы не можем контролировать. На нас взвалили чувство вины, когда говорили, что мы должны быть совершенны.
Если вы прочли это, и то, что я пишу, отозвалось — или даже если вы просто испытываете чувство вины и сомневаетесь в себе — я хочу, чтобы вы знали: вы не виновны, вам не нужно быть идеальными, и вы заслуживаете любви и счастья.
По материалам Patheos
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
- Айман Экфорд. 8 фраз, которых вам следует избегать, если вы не хотите «подарить» своему ребенку религиозную травму
- Марлин Винелл. Как опознать синдром религиозной травмы
Следите за нашими новостями!