Первый гуманистический манифест (Humanist Manifesto I), был написан в 1933 году. Основные авторы Манифеста — философ Рой Вуд Селларс, член Первого гуманистического общества Нью-Йорка, и унитарианский священник Рэймонд Б. Брэгг. Манифест был опубликован в одном из номеров журнала «Новый гуманист» за 34 подписями, среди которых были философ Джон Дьюи, атеист Уильям Флойд (William Floyd), историк Гарри Элмер Барнс (Harry Elmer Barnes), а также многие лидеры унитарианских церквей, как, например, Эдвин Г. Уилсон.
«Этот манифест – результат работы многих умов. Он был разработан для того, чтобы отобразить разрабатываемую точку зрения, а не новое вероисповедание. Нижеподписавшиеся, разрабатывавшие сформулированные утверждения, выработали заявления по разным вопросам. Важность этого документа заключается в том, что более 30 человек пришли к общему соглашению по вопросам фундаментального значения, и эти люди бесспорно являются представителями большого количества людей, создающих новую философию исходя из данных о современном мире» Реймонд Б. Брегг. (1933)
Пришло время осознания радикальных изменений в религиозных верованиях во всем современном мире. Эпоха простого пересмотра традиционных подходов завершилась. Наука и экономические изменения подорвали старые верования. Религии всего мира не в состоянии приспособиться к новым условиям, созданным огромным ростом знания и опыта. В каждой сфере человеческой деятельности жизненно важная направленность развития обусловлена искренним, внутренне ей присущим гуманизмом. С целью лучшего понимания религиозного гуманизма мы, нижеподписавшиеся, хотим сделать некоторые утверждения, которые, как мы полагаем, отражают факты нашей современной жизни.
Существует огромная опасность полной, и, как мы считаем, фатальной идентификации слова религия с доктринами и методами, потерявшими свое значение и бессильными решить проблемы человеческой жизни в двадцатом столетии. Религии всегда были способом освоения высших жизненных ценностей. Они получали свою завершенную форму в осознании общей ситуации, в которую погружен человек (теология, или общий взгляд на мир), смысла ценностей, содержащихся в ней (цель, или идеал) и средств (культ), предназначенных для достижения удовлетворительной жизни. Изменения в любом из этих факторов приводят к смене внешних форм религии. Этим объясняется трансформация религий за прошедшие столетия. Однако религия как таковая, какие бы изменения ни претерпевала, остается постоянной в своем вопрошании к вечным ценностям – неотъемлемому атрибуту человеческой жизни.
Современное, более широкое понимание человеком универсума, его научные достижения, а также его более тесная связь с человеческим братством создали ситуацию, требующую нового определения средств и целей религии. Такая жизненная, бесстрашная и искренняя религия, способная дать и достойную социальную цель и личное удовлетворение, для многих людей может оказаться фактором, окончательно разрывающим их связь с прошлым. Нынешняя эпоха породила огромные сомнения в традиционных религиях, и не менее очевиден тот факт, что любая религия, претендующая на то, чтобы стать объединяющей и движущей силой современности, должна отвечать именно теперешним нуждам. Создание такой религии – главнейшая необходимость современности. Ответственность за это лежит на нашем поколении.
Мы утверждаем нижеследующее:
1. Религиозные гуманисты рассматривают Вселенную самостоятельно существующей и несотворенной.
2. Гуманизм полагает человека частью природы, и его возникновение есть результат длительного процесса.
3. Придерживаясь органической точки зрения на жизнь, гуманисты находят, что традиционный дуализм души и тела должен быть отвергнут.
4. Гуманизм признает, что цивилизация и религиозная культура человека, – как о том с несомненностью свидетельствуют антропология и история, – это продукты постепенного развития, возникающие благодаря их взаимодействию с природной средой и социальным наследием. Индивид, рожденный в определенной культуре, в значительной степени сформирован этой культурой.
5. Гуманизм утверждает, что природа универсума, как она представляется современной науке, не дает какого бы то ни было сверхъестественного или космического обоснования человеческих ценностей. Естественно, гуманизм не отрицает возможности реальностей, не известных пока науке, однако он настаивает, что возможность обнаружения всякой такой реальности и ее оценка определяется интеллектуальным исследованием и соотнесением ее с человеческими нуждами. Религия должна сформулировать свои надежды и планы в свете научного духа и научной методологии.
6. Мы убеждены, что время теизма, деизма, модернизма, а также различных вариаций “нового мышления” ушло.
7. Религия состоит из действий, целей и познаний, имеющих человеческое значение. Ничто человеческое не чуждо религии. Она включает труд, искусство, науку, философию, любовь, дружбу, отдых, – все, что в своей мере находит выражение в разумной удовлетворенности человеческой жизнью. Различение между священным и мирским не должно более проводиться.
8. Религиозный гуманизм рассматривает полную реализацию индивидуальности конечной целью человеческой жизни и стремится к ее становлению и осуществлению повсеместно и безотлагательно. Именно в этом гуманизм видит свое социальное призвание.
9. Взамен устаревших традиций, включающих богослужение и молитву, религиозное чувство гуманиста выражается в усиленном осознании своей индивидуальности и своей сопричастности совместным усилиям, направленным на повышение общественного благосостояния.
10. Отсюда следует, что не остается места каким бы то ни было специфически религиозным эмоциям и традициям, подобным тем, что до настоящего времени увязываются с верой в сверхъестественное.
11. Человек научился справляться с кризисами в своей жизни, распознавая их природу и предсказывая степень их вероятности. Разумные и человечные взаимоотношения будут вырабатываться с помощью образования и поддерживаться традицией. Мы полагаем, что гуманизм встанет на путь социальной и психологической профилактики и сумеет противостоять оторванным от реальности сентиментальным надеждам и произволу.
12. Будучи уверенными в том, что религия должна привносить радость в восприятие жизни, религиозные гуманисты нацелены на воспитание творческих способностей человека, на стремление к таким достижениям, которые способствовали бы человеческой удовлетворенности жизнью.
13. Религиозные гуманисты утверждают, что все сообщества и институты существуют ради человеческой жизни. Разумная оценка, трансформация, контроль и направленность таких сообществ и учреждений с точки зрения утверждения ценности человеческой жизни являются целью и программой гуманизма. Очевидно, что религиозные институты, их обряды, методы духовного влияния и общественная активность должны быть пересмотрены в свете накопленного опыта с целью придания эффективности их деятельности в современном мире.
14. Гуманисты твердо убеждены в том, что существующее утилитарное, ориентированное на прибыль общество показало свою несостоятельность, и что необходимы радикальные изменения в его установках. В целях справедливого управления и мотивации распределения жизненных средств должен быть создан социально ориентированный коллективный экономический порядок. Цель гуманизма – свободное всемирное общество, в котором люди добровольно и в согласии со своим разумом работают на общее благо. Гуманисты требуют всеобщего блага в общем для всех мире.
15. Мы заявляем, что гуманизм: а) утверждает жизнь, а не отрицает ее; б) ищет реальных возможностей для жизни, но не бежит от нее; в) стремится создать условия удовлетворительной жизни для всех, а не для избранных. Этими несомненными моральными принципами и намерениями будет руководствоваться гуманизм в будущем, в соответствии с ними он будет выбирать свои методы и направлять свои усилия.
Таковы исходные положения религиозного гуманизма. И хотя мы полагаем, что религиозные принципы и идеи наших отцов не отвечают более современным требованиям, потребность в лучшей жизни все же остается главной задачей человечества. Наконец-то человек начинает осознавать, что лишь он один ответственен за воплощение в мире своей мечты, что силы для ее достижения заключены в нем самом. Этой задаче он должен посвятить свой разум и свою волю.
Подписи:
J.A.C. Fagginger Auer—Parkman — Профессор церковной истории и богословия Гарвардского университета; профессор церковной истории, Тафтс колледж.
E. Burdette Backus — Унитарианский служитель.
Harry Elmer Barnes — Главный редакционный отдел, ScrippsHoward Newspapers.
L.M. Birkhead — The Liberal Center, Канзас-Сити, Миссури.
Raymond B. Bragg — Секретарь, Западная Унитарианская Конференция.
Edwin Arthur Burtt — Профессор философии, Философский факультет Корнельского Университета.
Ernest Caldecott — Служитель, Первая Унитарианская Церковь, Лос-Анджелес, Калифорния.
A.J. Carlson — Профессор психологии, Университет Чикаго.
John Dewey — Колумбийский Университет.
Albert C. Dieffenbach — бывший редактор The Christian Register.
John H. Dietrich — Служитель, Первое Унитарианское Общество, Миннеаполис.
Bernard Fantus — Профессор терапии, Медицинский колледж Университета Иллинойса.
William Floyd — Редактор The Arbitrator, Нью-Йорк.
F.H. Hankins — Профессор экономики и социологии, Смит колледж.
A. Eustace Haydon — Профессор истории и религий, Университет Чикаго.
Llewellyn Jones — Литературный критик и автор.
Robert Morss Lovett — Редактор The New Republic; Профессор английского языка, Университет Чикаго.
Harold P Marley — Служитель, Содружество Либеральной религии, Анн-Арбор, Мичиган.
R. Lester Mondale — Служитель, Унитарианская Церковь, Эванстон, Иллинойс.
Charles Francis Potter — Лидер и основатель Первого гуманистического общества, Нью-Йорк.
John Herman Randall, Jr. — Факультет философии, Колумбийский университет.
Curtis W. Reese — Декан, Центр Авраама Линкольна, Чикаго.
Oliver L. Reiser — Доцент кафедры философии Университета Питтсбурга.
Roy Wood Sellars — Профессор философии, Университет Мичигана..
Clinton Lee Scott — Служитель, Универсалистская церковь, Пеория, Иллинойс.
Maynard Shipley — Президент, The Science League of America.
W. Frank Swift — Директор, Boston Ethical Society.
V.T. Thayer — Educational Director, Ethical Culture Schools.
Eldred C. Vanderlaan — Лидер Свободного Содружества, Беркли, Калифорния.
Joseph Walker — Адвокат, Бостон, Массачусетс.
Jacob J. Weinstein — Раввин; Советник еврейских студентов, Колумбийский университет.
Frank S.C. Wicks — Унитарианская церковь всех душ, Индианаполис.
David Rhys Williams — Служитель, Унитарианская церковь, Рочестер, Нью-Йорк.
Edwin H. Wilson — Главный редактор The New Humanist, Чикаго, Иллинойс; Служитель, Третья Унитарианская церковь, Чикаго, Иллинойс.
© Оригинал на английском. Перевод текста Манифеста Владимира Полякова. Источник.