Католическо-мусульманский форум, созданный совместно Папским советом по межрелигиозному диалогу и делегацией, представляющей 138 подписантов открытого письма, названного «Общее слово между вами и нами», в свете данного документа и ответа на него его Святейшества Бенедикта XVI, при посредничестве статс-секретаря Тарчизио Бертоне, провел свой первый семинар в Риме 4-6 ноября 2008 года. В семинаре участвовало 24 человека, в том числе по пять советников от каждой из религий. Тема семинара была обозначена как «Любовь к Богу, Любовь к ближнему».
Дискуссия, прошедшая в теплой и живой атмосфере, сосредоточилась на двух важнейших моментах: «Духовные и богословские основы» и «Человеческие особенности и взаимоотношения». Выявлены как сходные, так и различные моменты, что фиксирует различные специфические особенности наших двух религий.
1. Для христиан источником и примером любви к Богу и ближнему является любовь Христа к Богу, человечеству и каждой отдельной личности. «Бог есть любовь»(1Ин 4:16) «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, а имел жизнь вечную (Ин 3:16). Божественная любовь обретается в человеческих сердцах через Дух Святой. Именно Бог,что в первую очередь возлюбил нас, дает нам возможность со своей стороны возлюбить Его. Любовь не вредит ближнему, а ищет, как сделать кому-то то, что желаешь самому себе (см.1 Кор: 13 4-7). Любовь — основа и сумма всех заповедей (см.1 Гал 5:14). Любовь к ближнему неотделима от любви к Богу, ибо является внешним выражением нашей любви к Богу. Новая заповедь: «Любите друг друга, как я любил Вас» (Ин 15:12). Основываясь на жертвенной любви Христа, любовь христианина не исключает никого, даже врагов. И это должна быть любовь не словами, а делами (См 1 Ин,4:18). В этом знак подлинности любви.
Для мусульман, как это следует из «Общего слова», любовь — это вневременная транцендентная сила, направляющая и преображающая человеческие взаимоотношения. Эта любовь, как отмечал Священный и Возлюбленный Пророк Мухаммед (так буквально звучит фраза в английском тексте — ред.), первична по отношению к человеческой любви к Единому Истинному Богу. В хадисе говорится, что любящее милосердие Бога к человечеству даже больше, чем любовь матери к своему ребенку (Муслим, Баб ат-Тауба 21), и она таким образом существует независимо от того, что отвечает человек Тому, кто является «Любящим». Эта любовь настолько безмерна,что Всевышний часто вмешивается в человеческую жизнь, наставляя и спасая человечество, посылая пророков и писания. Последняя из этих книг, Коран, представляет нам мир знаков и символов, чудесный космос Божественного творчества, призывает людей к любви и поклонению, ибо «те, кто уверовали, любят Аллаха сильнее». Тех, которые уверовали и совершали праведные дела, Милосердный одарит любовью» (Коран 19:96). В хадисе пророка мы читаем: «Ни один из вас не имеет веры, пока не полюбит ближнего своего так, как любит самого себя (аль-Бухари,Баб аль-иман 13).
2. Человеческая жизнь — самый чудесный дар Бога каждому человеку. Этот дар должен быть храним и почитаем во все времена.
3. Человеческое достоинство основывается на том, что каждая личность сотворена любящим Богом по любви и наделена даром разума и свободной волей, что дает нам возможность любить Бога и ближнего. На основе этих принципов каждая личность требует уважения его или ее изначального достоинства, его или ее жизненного призвания. Таким образом, он или она предопределены к полному признанию ее, и его идентичности и свободы со стороны индивидуалов, сообществ и правительств, обеспеченного правовой нормой, признающей равные гражданские права.
4. Мы признаем, что сотворение Богом человечества имеет два главных аспекта — личность мужчины и личность женщины, и мы совместно заверяем, что намерены поддерживать принцип человеческого достоинства и равноправия мужчины и женщины.
5. Особая любовь к ближнему предусматривает уважение личности, ее или его выбора в деле свободы совести и религии. Это включает в себя право индивидуалов и сообществ практиковать их религию частным образом и публично.
6. Религиозные меньшинства должны быть уважаемы с точки зрения их религиозных убеждений и практик. Их места поклонения, личности основателей религий и символы нужно почитать как священные, и они не должны стать подвержены любой форме оскорбления или насмешек.
7. Как верующие, мы, католики и мусульмане, призваны свидетельствовать через духовность и молитву о трансцендентном измерении жизни, в мире, становящемся все более секуляризованном и материалистическим.
8. Мы утверждаем, что ни одна религия с ее последователями не должна быть исключена из общественной жизни. У каждой должны быть возможности внести свой особый вклад в благосостояние общества, особенно в сфере служения нуждающимся.
9. Мы признаем, что Божие творение в его многообразии культур, цивилизаций, языков и народов является источником богатства и никогда не должно становиться источником конфликтов и напряженности.
10. Мы убеждены, что на католиках и мусульманах лежит обязанность передачи знаний о человеческих, гражданских, религиозных и моральных ценностях для своих единоверцев, а также достоверной и объективной информации о религиях друг друга.
11. Мы проповедуем идею, что католики и мусульмане призваны стать инструментом любви и гармонии среди верующих и всего человечества в целом, исключить любое угнетение, агрессивное насилие и терроризм, особенно во имя религии, и придерживаться принципа справедливости для каждого.
12. Мы призываем верующих к разработке этичной финансовой системы, имеющей регуляторы по отношению к ситуации бедных и отверженных, причем как отдельных людей, так и народов. Мы призываем сильных мира сего приглядеться к ситуации тех, кто наиболее жестоко пострадал от нынешнего продовольственного кризиса, и просить всех религиозных людей и всех людей доброй воли работать совместно для того, чтобы облегчить страдания голодающих и избежать впредь подобных случаев.
13. Молодежь — это будущее религиозных общин и общества в целом. Им предстоит жить в многонациональном и многорелигиозном обществе. Поэтому существенно, чтобы они, формируясь в собственной религиозной традиции, одновременно получали знания о других культурах и религиях.
14. Стороны согласились использовать все возможности для создания совместного католическо-мусульманского комитета с тем, чтобы координировать ответы и реакции на различные конфликты и сложные ситуации, а также определили организовать следующий подобный семинар в стране с мусульманским большинством.
15. Мы ожидаем, что следующий семинар католическо-мусульманского форума пройдет в течение двух лет в одной из стран с мусульманским большинством населения.
Все участники благодарят Бога за удивительный дар совместного общения и обогащающего обмена.
Перевод ИАЦ «Время и мир»,
для «Портала-Credo.Ru«