Такой художнику-графику Джейку Твербергу видится набирающая сторонников точка зрения, что гомосексуальность и христианство могут существовать рука об руку. Но дебаты на этот счёт далеки от завершения.
Северный Центральный университет в Миннеаполисе, штат Миннесота. Пол Чен думал, что здесь его призвание.
После экскурсии сюда в шестом классе и целого года подготовительных курсов в выпускном он полюбил это место, где его встретили словами: «Здесь твой второй дом!»
И всё же у него была проблема — «соглашение об образе жизни», которое пришлось подписать до поступления.
Ему сказали, что разрешат закончить семестр, но придётся уйти, хотя бы на время. Потому что Северный Центральный университет не позволяет «гейского образа жизни» в своих стенах.
«Правила жизни в Северном Центральном» гласят: «Некоторые практики запрещены в Писании, а значит, недопустимы для членов университетского сообщества». В этом списке есть гомосексуальность. «Любое нарушение данных норм является основанием для серьезного дисциплинарного взыскания с возможностью отчисления».
Христианская пятидесятническая церковь, на чьих традициях зиждется Северный Центральный университет, встала в непримиримую оппозицию культуре страны, всё более открытой к ЛГБТ-сообществу. В июне этого года, после исторического решения Верховного суда США, однополые браки легализованы во всех 50 штатах. Но многие христиане в конфессиях, укорененных в протестантском Движении святости, не считают, что Библия и гомосексуальность совместимы.
Так церковь оказалась посреди конфликта.
Культурные нравы стремительно, как северная погода, изменились, и студент Чен попал в центр общенациональной богословской дискуссии о том, можно ли быть геем и христианином.
«Наш дисциплинарный процесс имеет лишь несколько автоматических наказаний, — объясняет директор мужского общежития Крис Вулфле. — Самый автоматический способ вылететь из университета — подвергнуть опасности наших учеников». По его мнению, не всё, что рассказывают о Северном Центральном студенты-геи, следует понимать буквально, а некоторые истории, по причине сохранения конфиденциальности, слишком однобоки.
Пол Чен вступил с другим мужчиной в отношения, которые он считал угодными Богу и соответствующими стандартам его христианской веры. Долгое время ему удавалось держать это в тайне. Но совесть и христианская мораль не позволили лгать дальше. После беседы с директором общежития, а затем с вышестоящей инстанцией, ему, по его словам, сказали, что университет не признаёт «существование гей-христиан», и что он может остаться, только если будет искать божьей помощи для исцеления. Но Полу не нужно было исцеление от того, что исцелить невозможно.
Он перевёлся в Университет Миннесоты, но в нём всё было по-другому. Этот гораздо более открытый к ЛГБТ-сообществу университет не стал вторым домом, как Северный Центральный, где остались друзья и поддержка. Была депрессия, сомнения в вере и собственном спасении, временный отход от христианства. Острый внутренний кризис не позволил закончить семестр.
«Мне не хотелось жить, если я мерзость пред Богом…» — Пол неуверенно замолкает, а его круглые глаза кажутся ещё больше из-за ярко-оранжевого свитера.
«Мне не хотелось жить, если я мерзость пред Богом»
Директор общежития в Северном Центральном уверяет, что не считает студентов-геев «мерзостью» и готов это обсуждать: «Я пытаюсь объяснить им, что не вижу здесь теологических противоречий. Библия говорит, что все согрешили. Мы все грешники, абсолютно все… Хотя моего отношения к геям это не меняет».
Важно отметить, что отношение верующих к гомосексуальности неоднозначно.
Доктор философии Дэниел Хелминиак (Daniel A. Helminiak), профессор отделения гуманистической и трансперсональной психологии в Университете Западной Джорджии и римско-католический священник, опубликовал ряд богословских работ, самая известная из которых называется «Что Библия на самом деле говорит о гомосексуальности». Анализируя множество мест Писания в историческом контексте, Хелминиак пытается показать, что Библия не осуждает гомосексуальность. В предисловии он пишет: «Люди должны об этом услышать. Лесбиянки и геи, которых осуждают цитатами из Библии, должны иметь возможность дать умный ответ, зная, что Слово Божье их не отвергает… Конечно, фанатизм ещё будет настаивать, что Бог на его стороне, но дни его сочтены».
Д-р Эми Андерсон из Северного Центрального университета, обладающая учёной степенью по текстологии Нового Завета, считает выводы Хелминиака «плохой герменевтикой и экзегетикой» и называет их «айзегетикой» (от греческого εἰς «внутрь») — когда человек определяет правильное или неправильное, глядя на мир через призму собственной мудрости, и потому интерпретирует Библию в соответствии со своей точкой зрения.
В христианском университете «Кальвин-Колледж» в Гранд-Рапидс, штат Мичиган, имеют несколько иной взгляд. Гомосексуальная ориентация там не считается греховной, открытость ЛГБТ-студентов приветствуется. Хотя практика гомосексуального поведения не одобряется, университет всячески стремится повернуться лицом к ЛГБТ-сообществу и даже предлагает образовательную группу «Сексуальность и гендерная осведомленность» для геев и лесбиянок из числа учащихся.
Вернёмся к Полу Чену. В Северном Центральном у него был сосед по комнате, хорошо разбиравшийся в древнегреческом языке Нового Завета. С его помощью Пол пришёл к выводу, что на самом деле его образ жизни в Писании не осуждается.
Эми Андерсон с этим не согласна. Одно из вызывающих споры греческих слов в Новом Завете — arsenokoitai, что, по её словам, буквально означает «секс с» (kotai) «другим мужчиной» (arseno). «Это же нельзя просто взять и выбросить из Писания!» — восклицает она. Другое спорное греческое слово malakia переводят как «женоподобный», что «означает мужчину, который одевается и ведёт себя определённым образом, чтобы привлечь других мужчин».
«Северный Центральный пытается идти нам навстречу, — говорит Пол Чен. — Я обязательно вернусь, как только они примут существование христиан-геев и согласятся, что я тоже могу верить в Бога».
Крис Вулфле, директор мужского общежития Северного Центрального, сомневается, что его университет изменит отношение к гомосексуальности: «Я не предвижу таких перемен. Возможен пересмотр формулировок. Мы порицаем за дела, а не за чувства».
Северный Центральный — частная некоммерческая организация, базирующаяся на религиозных ценностях, и имеет некоторые юридические привилегии. По словам его президента д-ра Гордона Андерсона, для религиозных учреждений есть исключения из гражданского права: «Наши ценности — это то, что мы несём людям, что мы собой представляем и за что выступаем. Мы — частная организация, и чтобы к нам присоединиться, вы должны разделять наши ценности, среди которых нет гомосексуальности». Студенты, нарушившие «соглашение об образе жизни», должны либо измениться, либо уйти.
По мнению Криса Вулфле, его университет вряд ли можно назвать комфортным для студентов с гомосексуальными наклонностями: «Когда люди считают, что все вокруг думают так же, как они, возникают проблемы: отключаются словесные фильтры, звучат бестактные отзывы о гомосексуальности».
Пол Чен не единственный гей с негативным опытом в Северном Центральном. Дэвид Коулман, который перешёл в Объединённую теологическую семинарию Миннеаполиса, рассказал «New York Times», что студгородок Северного Центрального это место «духовного насилия». Коулмана исключили за распространение флаеров в поддержку геев и признание в отношениях с другим мужчиной.
В апреле 2006 года на территории университета появились участники организации под названием «Soulforce», включающей нескольких бывших студентов-геев Северного Центрального. Среди них был Коулман.
Крис Вулфле хорошо помнит эти события, в особенности одного студента, с которым у него были хорошие отношения, и которого организация использовала в качестве «живого плаката» для своих акций. Вулфле до сих пор сочувствует этому парню, о котором заботился и искренне любил.
Зная о готовящихся протестах у выхода из общей часовни, где «Soulforce» могли застать почти весь университет, руководство, чтобы избежать конфронтации, решило направить студентов по крытым переходам между верхними этажами. В ответ «Soulforce» устроили сидячие протесты у входов, не давая студентом свободно пройти на занятия. Университет решил не прибегать к арестам, хотя на частной территории имел на это полное право. «Думаю, в тот день эти ребята себя слегка дискредитировали», — считает Вулфле.
По поводу акций в христианских университетах пресс-секретарь «Soulforce» Ричард Линдсей сказал репортёрам: «Евангелие лучше нести с любовью, иногда выходя за рамки буквальных толкований — вот что мы пытались всем им объяснить». Чтобы привлечь внимание СМИ, «Soulforce» пригласили легендарного Джорджа Такеи из оригинального «Звёздного пути», который выступил перед студентами Университета Миннесоты и на акции в центре Миннеаполиса.
Опыт Пола Чена в Северном Центральном имел и положительные стороны. Здесь у него впервые появились друзья, с которыми он мог открыто говорить о своей внутренней дилемме: «Все, кто меня поддерживал, остались там. Некоторые испытывали те же проблемы, и нам всем было на пользу, что мы прошли через это вместе. К счастью, наказание коснулось только меня».
Пол вырос в христианской семье с весьма традиционной точкой зрения, что Библия против гомосексуальности. В период полового созревания, как у любого мальчишки, у него начали формироваться сексуальные влечения. В его случае — не к женщинам. Осознание этого повергло в страх.
«Когда люди считают, что все вокруг думают как они, начинаются проблемы»
Он обратился за помощью в межконфессиональную христианскую организацию движения экс-геев «Исход» (Exodus International) и признался в мыслях о суициде, потому что не хотел жить, если Бог его не любит. Ему объяснили, что он ошибается, и предложили помощь в поиске «исцеления».
В 2013 году «Исход» объявил о самороспуске после серии разоблачительной критики в адрес его методов работы.
В старших классах средней школы Пол познакомился с учениками-геями из пятидесятнической церкви «Ассамблеи Бога». Будучи с детства воспитан в консервативных церковных традициях, он сказал, что не видит в них последователей Христа, и оставался настроен так же негативно к геям вплоть до своего каминаута. Конечно, он знал о собственных гомосексуальных наклонностях, но не хотел с этим мириться. Поэтому Пол не осуждает студентов Северного Центрального за их взгляды, которые тоже когда-то разделял. «Я осознал, как трудно даже просто признаться самому себе [в гомосексуальности], — говорит он.— Ты сразу автоматически попадаешь в команду изгоев, знаешь, что тебя перестанут принимать. Но что бы ты в тот момент ни думал, неважно почему, помни: ничто не может разделить тебя с Богом».
Крис Вулфле считает, что сегодня некоторые христиане принимают ЛГБТ, потому что гомосексуальность стала популярна в культуре, и такая доброжелательность, по его мнению, похвальна. Вулфле допускает, что они действительно могли прийти к иным, отличным от его выводам на основании Писания. Он не отвергает противоположные точки зрения даже в стенах своего университета, но подчёркивает важность соблюдения правил, под которыми каждый студент подписывается при поступлении, и не согласен, что гомосексуальные идеи здесь равносильны исключению.
Современный сдвиг в христианской среде д-р Эми Андерсон объясняет неадекватной библейской подготовкой: «Пасторы сейчас больше вдохновенно говорят о самопомощи, чем дают прихожанам твёрдые библейские знания, на основании которых люди могли бы затем самостоятельно изучать Писание». По её мнению, современная культура мало отличается от той, что описана в Посланиях Павла Коринфянам: язычники так же принимали гомосексуальность, а Павел говорил о весьма свободных нравах в языческом обществе.
Пол Чен продолжает навещать Северный Центральный университет, который всё ещё в его сердце. «Раньше я не мог открыто говорить с преподавателями, — объясняет он. — Здесь не хватает настоящего сообщества, понимания и принятия людей такими, какие они есть. Бог не ждёт, что мы обратимся к Нему, только когда станем совершенными».
Источник: Matt Marciniec для {northener} от 28 октября 2015 г.
Переведено специально для Nuntiare.org