21 июля молодая израильтянка написала в Фейсбук о том, что влюбилась в женщину. Эта израильтянка происходит из ортодоксальной семьи. Она надеялась вести традиционную жизнь ортодоксальной еврейки — выйти замуж, родить нескольких детей и жить, соблюдая еврейский закон. Она искала свою любовь почти десять лет, но нашла ее совсем не там, где ожидала. Любовь пришла с осознанием ничего из того, на что она надеялась — муж, дети, община — у нее не будет в том виде, как она это представляла.
Эта молодая женщина — моя сестра.
Обычно она очень замкнута и вряд ли бы стала публично рассказывать свою историю, особенно там, где ее могут прочесть ортодоксальные друзья наших родителей. Но в этот раз у нее была причина. «В эти дни яснее, чем когда либо, что личное — это очень и очень политическое», — написала она. А если говорить еще проще, то у ее причины есть имя: рабби Игаль Левенштейн (Yigal Levenstein).
За день до того, как моя сестра написала свой текст, рабби Левенштейн публично осудил атмосферу, в которой люди радуются тем, кого он назвал ЛГБТ-«извращенцами». Рабби Левенштейн, должно быть, думал, что он проводит черту, перед которой остановится наступление прав ЛГБТ в Израиле. Но вместо этого его слова спровоцировали нечто совсем другое: самый большой прайд в истории в Иерусалиме, на который пришло много ортодоксальных евреев, чтобы показать свою поддержку ЛГБТ-людям и пройти вместе с ними.
В ортодоксальном иудаизме гомосексуальность строго запрещена. Современные ортодоксы стараются вести жизнь по еврейскому закону, не отказываясь при этом от современного мира — мира, который открыт к гомосексуальности. Израиль — еврейское государство, в котором ортодоксальные раввины часто становятся официальными лицами, интерпретирующими иудаизм.
Но еще Израиль — это страна, где принимают ЛГБТ.
Рабби Левенштейн, современный ортодокс, возглавляет важную религиозную академию, в которой студентов готовят к службе в элитных войсках. Некоторые из самых талантливых военных лидеров Израиля начинали свой путь в этой академии. Рабби Левенштейн очень расстроен направлением, в котором движется культура Израиля. Он видит ее слишком толерантной, слишком либеральной, секулярной и западной.
В своем высказывании рабби Левенштейн раскритиковал Армию обороны Израиля за их чрезмерную мягкость, назвал реформированный иудаизм «христианством» и заявил, что в армию внедряются представители «безумного движения, потерявшие чувство нормальности жизни» — то есть, ЛГБТ-«извращенцы». Вскоре после этого главный раввин Рамат Гана назвал гомосексуалов «инвалидами» и сказал, что их проблемы исправит только лечение.
Неудивительно, что эти комментарии встретили плохую реакцию в секулярных и либеральных сообществах Израиля. Что куда более удивительно, эти высказывания раскритиковали и ортодоксальные раввины, политические деятели и простые граждане. Нафтали Беннет, министр образования и ортодокс, раскритиковал слова Левенштейна: «Нельзя оскорбить целую группу нашего общества и прятаться за еврейским законом». Некоторые раввины, большинство из которых согласны с тем, что гомосексуальность запрещена, тем не менее, выразили обеспокоенность ненавидящими словами рабби Левенштейна. Но простые ортодоксальные израильтяне, молодые и старые, почувствовали стыд и приняли решение пройти вместе с ЛГБТ на прайд-параде.
Конечно, не все ортодоксальные израильтяне опротестовали высказывания Левенштейна. Внезапное осуждение его слов заставило его коллег встать на его защиту. Около трехсот раввинов подписали письмо, защищающее «любого раввина, который выражает свои галахические и моральные взгляды». Но даже это письмо не совсем поддержало язык ненависти рабби Левенштейна.
Часто считается, что Израиль чуть ли не движется в сторону теократии. Но реакция на слова Левенштейна показывает обратное.
В армии солдат учат толерантности. Юридическая система движется в сторону защиты прав ЛГБТ. Инцидент с «извращенцами» показал, что даже те люди, которые вроде бы разделяют взгляды раввина, не хотят мириться с языком ненависти. Никто не хочет мириться с попытками унизить своих сограждан. И почему нужно мириться с этим? ЛГБТ-люди — наши соседи, друзья, коллеги, члены семьи. Моя семья. Рабби Левенштейн хотел остановить наступление ЛГБТ. Вместо этого он спровоцировал ортодоксальное сообщество на то, чтобы выступить против ограниченности раввинов.
По материалам New York Times от 4 августа 2016 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: