В июне 2015 года Верховный суд США постановил, что однополые пары имеют право вступать в брак на территории всех 50 штатов. Это вызвало шквал эмоций у христиан и практически всех остальных в и за пределами социальных медиа. Известный американский баптистский пастор и миссиолог Эд Стетзер поместил в своем блоге весьма полезную статью о сдвиге во мнениях, который привел к этому историческому постановлению, а также ряд ссылок на другие материалы. Реакция на его слова варьировалась от неожиданной до предсказуемой, от обескураживающей до обнадеживающей.
Я решил высказать свое мнение — пастора евангельской церкви в стране, где однополые браки стали законными десять лет назад. Не скажу, что за это время обзавелся какой-то особенно глубокой мудростью. Но всё же у нас в Канаде было целых десять лет, чтобы хорошенько об этом поразмыслить и помолиться.
Надеюсь, мое мнение окажется полезным… Пальцы дрожат на клавиатуре, потому что пытаюсь помочь в разгар полемики скорее разделяющей, чем объединяющей или конструктивной. Уверен, многие со мной не согласятся, но, возможно, мне удастся хотя бы немного увести дебаты от характерной дихотомии «это конец света! — нет, это самое прекрасное на земле!».
Я не намерен принимать чью-либо сторону или заниматься богословскими определениями (о которых спорят слишком много и без меня). Моя цель — поделиться мыслями о том, как следует церкви реагировать на столь фундаментальные законодательные перемены.
Вот 5 точек зрения, возникших в результате молитв и размышлений разных церковных лидеров по поводу однополых браков:
1. Церковь всегда была контркультурной
Большинство читающих эти строки родились в уникальную историческую эпоху смены христианской культуры на пост-христианскую, которая происходит прямо на наших глазах. Не важно, что мы думаем об истории или богословии или когда именно произошла эта перемена, — нам всем одинаково небезразлично, что мир, в котором мы родились, больше не существует. То, что считалось общепринятым всего несколько десятилетий назад, больше таковым не является. Для одних это прогресс, для других утрата. В любом случае, всё коренным образом изменилось.
Стоит ли делать из этого трагедию? Ведь за последние два тысячелетия настоящая церковь всегда находилась в оппозиции доминирующей культуре — была контркультурной. Особенно в первом веке нашей эры. Даже в период расцвета «христианского мира» (когда бы он ни наступал) самые консервативные историки согласились бы, что «государственное» христианство отличалось от первоначального, о котором мы читаем в Библии и которое практиковали многие преданные последователи Христа. Быть контркультурной обычно означает для церкви больше пользы, чем вреда.
Контркультурность обычно помогает церкви больше, чем вредит
Если задуматься, независимо от теологической позиции, все ваши взгляды как христианина — контркультурны и всегда будут такими. Если они соответствуют доминирующей культуре, вы, вероятно, читаете Писание недостаточно внимательно.
Независимо от теологической позиции, взгляды христианина должны быть контркультурными
Лучше всего, когда мы являемся альтернативой, а не отражением разбавленной или ограбленной духовности.
2. Странно призывать нехристиан чтить христианские ценности
Согласно отчёту фирмы маркетинговых исследований The Barna Group, специализирующейся на изучении религиозных убеждений и поведения американцев, в США всё больше людей можно охарактеризовать как пост-христиан. Большинство канадцев, безусловно, тоже имеют пост-христианское мировоззрение.
Вопрос, который должны задать себе христиане в пост-христианском мире, звучит так:
«Почему мы ждем, что нехристиане будут вести себя как христиане?»
Если вы верите, что секс — это Божий дар, предназначенный мужчинам и женщинам в браке, то с чего вы взяли, что люди, не следующие за Христом, с этим согласятся?
Почему мы ждем, что те, кто не исповедуют христианство, должны:
— заниматься сексом только в браке;
— не сквернословить;
— не курить травку;
— всю жизнь хранить верность одному человеку;
— принимать такие законы, как будто в стране живут одни христиане?
Правда, почему?
Почему христиане ждут, что нехристиане будут вести себя, как христиане?
Большинство людей сейчас не притворяются христианами. Так зачем им придерживаться христианских ценностей или христианской морали? Только не поймите меня неправильно. Я сам пастор и не только верю, что Иисус есть Путь, но и что Божий Путь — самый лучший. Когда следуешь Библии, жизнь действительно становиться лучше. С этим я на 100% согласен.
Лично я делаю всё возможное, чтобы привести собственную жизнь в соответствие с Писанием, и не жалею сил, чтобы помочь каждому последователю Христа делать то же. Но зачем мне судить тех, кто не следует за Иисусом, за то, что они ведут себя как люди, не следующие за Иисусом? Где здесь логика?
Зачем вы так стремитесь оценивать мир по церковным стандартам?
Во-первых, нехристиане, как правило, в своей системе ценностей ведут себя более последовательно, чем вы. Их трудно назвать лицемерами, ведь они живут согласно тому, во что верят. Скорее всего, им лучше, чем вам, удаётся жить согласно своим ценностям.
Иисус никогда не винил язычников за то, что они ведут себя, как язычники. Зато Он обличал в лицемерии людей религиозных. Задумайтесь над этим.
Нехристиане, как правило, в своей системе ценностей более последовательны, чем христиане
3. Вы уже ОЧЕНЬ давно имеете дело с сексом вне традиционного брака
Вы считаете однополый секс греховным, но в моральном плане это, на самом деле, ничем не отличается от разнополого секса вне брака.
Признайте честно: практически каждый неженатый мужчина или незамужняя женщина в вашей церкви занимаются сексом (да, даже христиане). Знаю, вам не хочется в это верить (мне и самому не хочется). Но вы поспрашивайте и обнаружите, что лишь немногие блюдут целомудрие. Не говоря уже о порнографии, похоти и длинном списке других проблем у женатых и замужних.
Вы считаете, что гей-браки не входят в Божий замысел, но на самом деле это та же проблема, которую вы пытаетесь решить уже давно — секс вне данного Богом контекста. Не нужно смотреть на это как-то иначе.
Кстати, если вы не выступаете против внебрачного разнополого секса, то будьте последовательны и не выступайте против гей-секса тоже. А ещё есть чревоугодие, сплетни, алчность и многое другое. (В своей статье от 14.10.2014 «Почему церковный взгляд на секс приносит больше вреда, чем пользы» я уже писал, что церкви следует говорить о сексе без лицемерия).
По крайней мере, будьте последовательны и смиренно говорите обо всех видах внебрачного секса. Такой диалог с прихожанами действительно возможен (пример: проповедь 2011 года «Новые правила для любви, секса и свиданий» Энди Стэнли, пастора нескольких церквей и основателя всемирной христианской организации North Point Ministries). В нашей церкви мы говорим об этом постоянно. И люди очень благодарны.
Также мы говорим о наших других христианских проблемах — жадности, чревоугодии, ревности и лицемерии. Поразительно, как Иисус несет исцеление во все стороны нашей жизни, включая сексуальную.
Если вы не осуждаете внебрачный секс у натуралов, тогда не выступайте против гей-секса
4. Ранняя церковь никогда не обращалась за указаниями к правительству
Если ваше правительство не разделяет всю церковную мораль дословно, это фактически ставит христиан в вашей стране в один ряд с ранними последователями Христа. Иисус, выполняя служение на земле, практически никогда не просил власти измениться. Хотевшим сделать Его царем, он ответил, что Его Царство не от мира сего.
Апостол Павел регулярно представал перед правительственными чиновниками, но ни разу не просил изменить законы страны. Он, тем не менее, призывал чиновников дать Иисусу возможность изменить их лично. Павел постоянно страдал и в конце умер от рук властей, но, подобно Иисусу, не ждал от них перемен. Вместо прошений об освобождении он писал из тюрьмы послания о любви Христа.
Иисус и Павел искали помощи не у правительства, а у Бога.
Никто из нас на Западе и близко не страдает так, как пострадали от рук власть имущих Иисус и Павел. На самом деле, правительства Канады и США защищают нашу свободу: мы вольны собираться и даже не соглашаться с другими. Кроме того, мы имеем налоговые льготы для пожертвований. Если честно, нам совсем не трудно.
Быть может, в будущем североамериканская церковь станет более похожа на раннюю, поднимаясь до рассвета для молитвы, ободрения и преломления хлеба. Быть может, мы объединим наше имущество и увидим образ Бога в женщинах. И будем крепко любить своих жён совершенной любовью, которая потрясет доминирующую культуру. А к ближним будем относиться с такой жертвенной любовью, что не пожалеем ради них ничего, даже самих себя. Будем готовы потерять работу, кров, семью и собственную жизнь, потому что следуем за Иисусом.
Это могло бы вызвать ту же революцию, какая произошла две тысячи лет назад. Быть может, наше правительство не оставило бы без внимания такую поразительную любовь в настоящих последователях Иисуса.
Иисус и Павел искали помощи не у правительства, а у Бога
5. Наше осуждение ЛГБТ-людей рушит любую возможность строительства отношений
В течение первых 72-х часов после решения американского Верховного суда шквал негатива в социальных медиа только углубил пропасть разногласий между христианскими лидерами и ЛГБТ-сообществом, которое Иисус, между прочим, тоже любит, поскольку Он умер за весь мир (Иоанна 3:16). Осуждение — отвратительная стратегия для евангелизации. Люди не выстраиваются в очередь за осуждением.
Хотите и дальше совершать неэффективные попытки достучаться до людей вне церкви — продолжайте их осуждать. Осуждение — это не по-христиански. Павел сказал перестать судить внешних (1 Коринфянам 5:12), а Иисус сказал, что Бог будет судить нас по тем же стандартам, по которым мы судим других (Матфея 7:1-2).
Апостол Павел также напоминает нам отбросить всякое чувство превосходства, потому что мы все спасены по благодати, а не через добрые дела (Ефесянам 2:8-9). Подышите, чтобы прийти в себя: ваше спасение — не от вас, а Божий дар. Пусть ваши грехи чем-то отличаются от грехов других людей, но их суть от этого не меняется.
Люди не выстраиваются в очередь за осуждением. А за любовью — вполне возможно. Поэтому любите людей. Особенно тех, с кем вы не согласны.
Любите людей. Особенно тех, с кем не согласны
Вот чему я научился и чему учусь до сих пор.
Непросто вести диалог, когда мир меняется, а люди, искренне любящие Христа, становятся искренне не согласны друг с другом.
Думаю, будущее несет нам больше надежды, чем отчаяния. Сегодня основополагающая этика благодати и истины в Иисусе нужна миру сильнее, чем когда-либо прежде.
Ясен ли перед нами путь? Нет. Но, возможно, всё происходящее не отбросит нас назад, а наоборот — ещё на шаг приблизит церковь к выполнению её истинной миссии.
Надеюсь, мы сможем продолжить дискуссию в смирении и в конструктивном ключе, без напыщенных тирад и оскорбительных точек зрения с обеих сторон.
Действуйте по благодати. Уважайте тех, с кем не согласны.
Хотите оставить полезный комментарий — пожалуйста. Но прежде помолитесь обо всей этой ситуации и о тех, кто уже пострадал от обидных слов, и постарайтесь потратить на молитву не меньше времени, чем на комментарии здесь или на других сайтах.
Лучше больше молитесь.
Вот что нам действительно нужно. Именно это поможет делу церкви продвигаться дальше.
Об авторе:
Кери Ньюоф — основатель и пастор церкви Connexus в городе Барри на юге канадской провинции Онтарио. Автор нескольких книг, включая бестселлер «Длительный эффект. 7 сильных бесед, которые помогут росту вашей церкви» (Lasting Impact: 7 Powerful Conversations That Will Help Your Church Grow). Ведет один из самых читаемых в мире христианских блогов, в котором говорит с руководителями церквей о лидерстве, изменении и личном духовном росте, а также делает популярные подкасты с интервью лучших церковных лидеров современности.
Источник: Carey Nieuwhof (блог) от 29 июня 2015 г.
Перевод: ENT, специально для Nuntiare.org