Мы начинаем публиковать перевод книги «Я благословлю тебя и будешь ты в благословение. Ресурсы свидетельства и благословения союза в однополых отношениях для изучения и использования, созданные семьдесят седьмой Генеральной конвенцией Епископальной церкви в июле 2012 года».
Данная книга отражает взвешенный подход, который может использован представителями различных церквей, не только англиканской, поскольку в равной степени опирается как на Священное Писание, так и на Священное Предание.
Пока мы планируем познакомить русскоязычных читателей со следующими разделами:
Обзор: богословская рефлексия на однополые отношения
1. Призыв Церкви: Фокус на миссии
2. Радость Церкви: Теология благословения
3. Жизнь Церкви: Отношения завета
4. Вызов Церкви: Христианское единство и библейская интерпретация
ЛГБТ-служение Nuntiare et Recreare благодарит Гульнару Курманову за перевод этого текста.
Обзор: Богословская рефлексия на однополые взаимоотношения
Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа.
— 1 Коринфянам 1:4-7
В 2009 году, Общая Конвенция Епископальной Церкви запросила богословские и литургические ресурсы для благословения однополых взаимоотношений (Резолюция C056). В ответ на этот запрос, мы пригласили Церковь отозваться на богословский материал, собранный и разработанный здесь для этой цели. В нашей богословской рефлексии мы приняли во внимание более чем тридцать лет обсуждения Генеральной Конвенцией этих материалов, в особенности Резолюции 2000-D039, которая идентифицировала определенные характеристики, которые Церковь ожидает от пар, живущих в браке и других, имеющих сравнимую с жизнью продолжительность, преданных взаимоотношениях: “верность, моногамия, взаимная любовь и уважение, забота, честная коммуникация и святая любовь, которая делает возможными такие взаимоотношения, при которых каждый видит в другом образ Божий”1. Мы понимаем пары, которые обнаруживают такой образ жизни, с Божьей благодатью, вошедшие в завет друг с другом, который предоставляет богатые возможности для теологического осмысления2 .
Теологические темы в этом ресурсе, имеющие корни в крещении, евхаристии и пасхальной мистерии смерти и воскресения Христа, предлагают пути для рассмотрения того, как Церковь может надлежащим образом благословлять продолжающиеся всю жизнь, преданные, основанные на завете, взаимоотношения однополых пар. Такие основанные на завете отношения могут отражать собственный милостивый завет Бога с нами во Христе, обнаруживающий плоды Духа в святости жизни, и образец любви к ближнему в практике прощения и примирения для всего сообщества.
Поскольку Комиссия ответила на запрос о том, чтобы собирать и разрабатывать богословские ресурсы, мы сосредоточили наше внимание на четырех областях рассмотрения. Первая – это миссия: как полагает Церковь, будут ли эти благословения способствовать собственной искупительной и примиряющей в любви работе Божьей в мире? Вторая: что, как полагает Церковь, происходит, когда произносится Божье благословение? Третье: что, как полагает Церковь, является отличительным признаком святого завета? И, наконец, каковы отношения между единством христиан и нашими различными подходами к интерпретации библейских положений, относящихся к однополым отношениям? Этот обзор представляет собой введение и резюме этих областей, и последующие разделы освещают, в свою очередь, каждую из них.
Фокус на миссии
Наш исходный пункт – это Святое Крещение, которое вводит нас в Тело Христово и делает нас соучастниками в Божественной миссии примирения в мире (2 Коринфянам 5:17-19). Цель этой миссии примирения – ни что иное, как возрождение всех людей в “единстве с Богом и друг с другом во Христе3”. Один из путей, которым христиане участвуют в этой миссии – это через свидетельство Христу в том, как мы живем с своих самых близких отношениях. “По тому узнают все, что вы мои ученики”, – сказал Иисус, — “если будете иметь любовь между собою” (Иоанн 13:35).
Как у христиан, далее, наши самые близкие отношения – не только приватные. Церковь всегда утверждает общественное и общинное измерения наших отношений завета. Отличительная особенность нашей любви, как в ее благих плодах, так и в ее неудачах, затрагивает тех, кто вокруг нас. Церковь, таким образом, соединяет пару обязательным священным обетом в святом супружестве — участвовать в Божьей миссии примирения. Такие отношения устанавливаются отдельно точно для того, что является божественной целью: чтобы участвовать в создании, искуплении и поддержании любви Бога и свидетельствовать ее.
Этот миссионный характер благословения завета, отраженный как в Писании, так и в исторических традициях Церкви, заслуживает сегодня нового внимания. Общая Конвенция 2000 внесла вклад в это обновление, когда она приняла резолюцию D039, которая идентифицировала моногамию, верность, святую любовь и другие характеристики преданных отношений на всю жизнь. В значительной мере, эта резолюция была сформулирована в качестве пути к тому, чтобы сделать Церковь способной более эффективно продвигаться вперед, выполняя свою миссию. Многие в Епископальной Церкви свидетельствовали, что эти характеристики имеют место в преданных отношениях однополых пар. Это признание могло расширить, и во многих случаях уже расширило понимание миссии Церкви в участии в Божьей работе примирения в мире.
Богословие благословения
Мы понимаем празднование и благословение совершенных, моногамных, верных однополых отношений на всю жизнь как часть работы Церкви, обнаруживающей и делающей видимыми признаки Божьей благодати среди нас. «Благословение» обнаруживает многогранный характер, но Церковь всегда утверждала, что благословение берет свое начало в Боге, подателе каждого благого дара. Церковь участвует в Божьем благословении совершенных, имеющих завет, пар в трех взаимосвязанных аспектах: во-первых, мы благодарим Бога за благодать, уже различимую в жизни пары; во-вторых, мы испрашиваем постоянную благосклонность Бога так, чтобы могли проявляться более полно плоды Духа в жизни пары; и, в-третьих, мы ищем усиления воздействия Святого Духа, поскольку Церковь связывает пару, чтобы свидетельствовать Евангелие в мире.
Этот тройной характер благословения, таким образом, подтверждает то, что уже присутствует, — Божью благость. Благословение Церкви также устанавливает отношение друг ко другу для Божьей цели и молится за Божественную благодать для пары, которой нужно будет достичь этой цели. Подобно тому, как благословение хлеба и вина в причастии отличает их от обычного использования и назначает их для конкретной, священной, цели, общественное подтверждение божественного благословения в отношениях завета устанавливает, что эти отношения отделены от других типов отношений.
Церковь ожидает, что благословение отношений завета принесет плоды божественной благодати особенными путями — и всегда с постоянной помощью и милостью Божьей. Это делает пару подотчетной общине верующих, а также Богу и друг другу. Сообщество, в свою очередь, несет ответственность за поощрение, поддержку и воспитание благословенных отношений, покуда пара стремится возрастать вместе в святости жизни. В рамках своего участия в благословении отношений завета, Церковь благословляет благость Бога, который продолжает предлагать благословения в изобилии, независимо от заслуг или обстоятельств. Если мы живем более полно, следуя призыву различать, произносить, искать и возвращать благословение везде, где оно может быть найдено, то мы находим, что мы сами благословляемся с радостью.
Отношения завета
Богословская рефлексия об однополых отношениях может стать для Церкви поводом, чтобы отрефлексировать в более широком смысле значение обязательств завета в жизни веры. И Писание, и наши богословские традиции приглашают нас рассмотреть, во-первых, священный характер отношений завета; под этим мы подразумеваем потенциал таких отношений стать внешними и видимыми признаками Божьей благодати. И, во-вторых, отношения завета могут как отражать, так и вдохновлять эсхатологическое видение христианской жизни. Обязательства завета, которые мы принимаем друг по отношению ко другу, другими словами, могут вызвать наше стремление к союзу с Богом, который является нашей последней надеждой во Христе.
Наше понимание завета, таким образом, происходит в первую очередь от благодатного завета, который Бог имеет с нами во Христе. Многие типы обязательств в отношениях, которые мы на себя принимаем, потенциально свидетельствуют о божественном завете и отражают его. Здесь мы имеем в виду, в особенности, заветы, принятые интимными парами в священных обетах, которые они принимают, чтобы вступать в публичные, верные, моногамные отношения на всю жизнь.
Писание и христианская традиция побуждает нас видеть в этих интимных отношениях отражение собственного желания Бога для нас. Давняя традиция комментариев к библейской Песни Песней, например, иллюстрирует эту духовную значимость сексуальных отношений. Еврейские пророки также часто обращались к метафоре брака, чтобы описать приверженность Бога к Израилю (Исаия 62: 5), образ, который Павел также использует для описания отношений Христа и Церкви (Ефесянам 5: 21-33).
Обязательства завета, таким образом, формируются и могут также отражать пасхальную мистерию смерти и воскресения Христа, которую Церковь празднует в крещении и причастии. Интимные пары, которые живут в священном завете, оказываются вовлеченными в грандиозную и рискованную деятельность: посмотреть, смогут найти свою жизнь в Боге, отдав ее другому. Эта динамика отражает жизнь в крещении, которую все мы разделяем, как христиане. Поскольку мы живем в соответствии с нашими обетами крещения на протяжении всей нашей жизни, мы призваны следовать этому образцу Божьего жертвенного желания и любви.
В причастии мы вспоминаем готовность Христа отдать свою жизнь за мир: «Сие есть тело мое, которое за вас предается». Когда два человека отдают свои жизни, свои тела друг к другу в завете на всю жизнь, они могут обнаружить и показать, как, отдаваясь, мы находим себя (Матфея 16:25). Когда Церковь произносит благословение Божье на пожизненные обеты верности – как для пар противоположных полов, так и для однополых пар, — так церковь делает смелое утверждение: пасхальная мистерия является самым корнем и источником жизни в отношениях пары.
Это сакральная структура, в которой рефлексия однополых отношений, в свою очередь, приводит нас к более тщательному рассмотрению нескольких других ключевых богословских тем: отношения завета как призвание; как люди с таким призванием жили в христианских домах; плодотворность отношений завета в жизни служения, щедрости и гостеприимства; взаимное благословение, как благословение Божие, в отношениях завета становится благословением для более широкого сообщества.
Христианское единство и интерпретация Библии
Крещение связывает нас с Богом, связывая нас друг с другом. Спасение по своей сути социально и общинно. Эта связь, кроме того, не зависит от нашего соглашения друг с другом, но вместо этого полагается на то, что Бог сделал и делает среди нас. На самом деле, наше единство в Боге дает нам пространство, чтобы не соглашаться, оставаясь в безопасности, в идеале без угрозы разрыва нашего единства, которое является собственным Божьим даром. Этот принцип является основой всех заветов, начиная с завета между Богом и народом Божьим, примером которых является крещение, которые отражены в рукоположенном служении, в религиозной жизни и браке, и охватывает всю жизнь Церкви. Наше общее призвание, как народа Божьего, — не в том, чтобы найти единодушие во всех вопросах веры и морали, но в том, чтобы выйти во все народы в качестве свидетелей благой вести о Боге во Христе.
Большинство христиан, тем не менее, признают пределы приемлемых и законных различий. Вне таких пределов единство становится несостоятельным. Такие ограничения затем ставят трудные вопросы: Как далеко – «слишком далеко»? Какая разница будет вести к существенной разобщенности? В дебатах по поводу однополых отношений и их библейской интерпретации, члены Eпископальной церкви и другие христиане всего Aнгликанского Союза не согласились об ответах на эти вопросы. Некоторые члены Епископальной церкви пришли к выводу, что благословение таких отношений зашло слишком далеко и, действуя по своей совести, разошлись с Епископальной церковью, в то время как другие, не согласившись с ними, предпочли остаться. Как Церковь, мы продолжаем принимать различные подходы к интерпретации Писания в той части, в которой оно касается однополых отношений.
Мы, которые глубоко отличаемся от остальных, и все же желающие более глубокого единства, напомним, что Церковь преодолевала творческую напряженность в прошлом. В Деяниях 15, мы видим, что Павел придерживался отличного от общины в Иерусалиме мнения в вопросе том, следует ли требовать обрезания и соблюдения диетических законов язычников для того, чтобы они были крещены в Тело Христа. Эта разница была предметом библейской интерпретации. Когда члены Церкви преодолели напряженность между их сущностным единством и их различиями в том, как они понимают Писание, они оказались под водительством Святого Духа4.
С тех пор Церковь сталкивалась со многими другими подобными временами борьбы вокруг различных точек зрения на Писание, касающихся широкого круга вопросов: имеет ли обет религиозной жизни приоритет над браком, запрещать ли кредитование денег под проценты, запрещать ли полигамные семьи, развод и повторный брак, контрацепцию, институт рабства, и какова должна быть роль женщин в Церкви и в обществе, — назовем только некоторые из них. Во все эти времена Церковь стремилась следовать апостольскому процессу молитвенного обсуждения, который уважает центральное место Писания и тщательно следует работе Духа среди нас.
Следующие четыре раздела расширенно освещают все эти богословские темы и соображения, и мы предлагаем их широкой Церкви как Телу Христову для текущего общего ознакомления. Ни один человек или сообщество не может охватить всю полноту истины, в которую Дух Божий постоянно ведет Церковь. В этой работе, следовательно, как и в любом другом вопросе, касающемся заботы о жизни и миссии Церкви, мы принимаем близко к сердцу напоминание Павла, что теперь «мы отчасти знаем», ожидая того дня, когда «то, что отчасти, прекратится» (1-е Коринфянам 13: 9-10). В этом духе смирения, в котором никто не обладает полнотой знания, мы предлагаем этот богословский ресурс на благо однополых отношений, полагая, что он отражает общую веру в Евангелие Иисуса Христа, внушает надежду на то единение с Богом, который Христос обещал , и, прежде всего, выражает ту любовь, которая не перестает быть (1-е Коринфянам 13: 8)5.
- Тексты этих резолюций включены в приложение к этим ресурсам. Для более полного обсуждения истории резолюций и отчетов Общей Конвенции по этим вопросам, см. Приложение к “Полагать надежду нашу во Христе: Ответ на приглашение Виндзорского Отчета ¶ 135 (New York: The Office of Communication, The Episcopal Church Center, 2005), 63-121.
- Как отмечает Пол Маршалл, для обряда бракосочетания в Книге Общих Молитв, 1979, используется слово “завет” (423). Маршалл отмечает, что вхождение в завет является ключевым библейским мотивом, что делает его полезным в нашей теологической рефлексии о преданных отношениях во всех парах (Same-Sex Unions: Stories and Rites [New York: Church Publishing, 2004], 40).
- “An Outline of the Faith,” BCP, 855
- Этот процесс не разрешит все наши разногласия, но мы продолжаем верить в единство, которое исходит не от наших собственных усилий, но дается нам как Божий дар, для которого сам Христос молился (Иоанн 17:11).
- Этот процесс различения в библейской интерпретации под водительством Святого Духа сформировал каждую эпоху в христианской истории, в том числе англиканские подходы. Смотрите раздел «Очерк Веры,» BCP, 853-54.
Перевод Гульнара Курманова, специально для nuntiatre.org