В пастырском письме, выпущенном в Пепельную среду, католический епископ извинился перед теми, кто испытал боль и отчуждение от Католической церкви, включая лесбиянок и геев.
Епископ Митчелл Розански из Спрингфилда, Массачусеттс, адресовал свое великопостное послание тем, кто находится вне церкви, а также католикам своей епархии. Епископ сказал, что он должен «сначала извиниться и попросить прощения», прежде чем просить что-то у тех, кто прочтет это письмо. Среди тех, перед кем Розански извинился — «перед теми, кто отдалился от церкви, потому что чувствовали, что их не принимают. Причины могут быть разными, но главные среди них — расовые и культурные различия, чувство гендерного неравенства и сексуальная ориентация».
Епископ признал, что многим католикам плохо «от боли, причиненной нашими прошлыми неудачами, а также ужасными действиями некоторых из тех, кто служит в нашей церкви». Розански извинился перед жертвами сексуального насилия со стороны священников — и это первое формальное извинение от епархии.
Извинения Розански перед ЛГБТ — большой прогресс по сравнению с его предыдущими высказываниями, в которых он критиковал брачное равноправие. Когда он только был назначен епископом в Массачусетсе, в котором брачное равноправие было легализовано десять лет назад, Розански сказал в интервью, что брачное равноправие способствует распаду общества, подобно преступлениям и наркомании.
Так как же оценить извинения епископа Розански?
Признание того, что ЛГБТ-католики, их семьи, и многие другие болезненно маргинализированы в церкви — первый шаг, который не сделают многие католические лидеры. В этом смысле письмо епископа можно твердо назвать прогрессом.
Но с другой стороны, это извинение — только первый шаг. Будет ли епископ Розански способствовать ЛГБТ-служениям в приходах? Будут ли в церквях проводится семинары о гендерных вопросах? Встретится ли епископ с ЛГБТ-католиками и выслушает ли их истории? Будет ли он продолжать бороться с равенством ЛГБТ в гражданском поле, как он делал раньше? Если это письмо не будет сопровождено никакими конкретными действиями, которые восстановят нормальные отношения, не примирят ЛГБТ и католиков, то извинение будет просто пустым звуком.
Но есть и третья точка зрения на это письмо. Майкл О’Лафлин из Крукса объяснил:
«Тон письма был продиктован опросником, который епархия выпустила прошлой осенью. Его заполнило более 3000 человек — как прихожан, так и людей вне церкви. Среди ответов были и комментарии от ЛГБТ-католиков, которые привержены своей вере, но чувствуют себя отчужденными от церкви. Позиция церкви не изменилась, но Розански надеется, что эти католики вернутся в церковь».
Розански признал, что «в этих размышлениях много правды». Он процитировал несколько комментариев в своем письме, например: «представители гей-сообщества чувствуют, что их не принимают. Они не хотят исповедовать другую религию, следовательно, они вообще не ходят в церковь. Возможно, к ним стоит обратиться отдельно»
Епископ так прокомментировал эти слова: «Это пугающая задача, но мы должны взяться за нее. Мы должны сделать наши приходы местом, где люди захотят молиться, встречаться с Иисусом и формировать общину. Мы должны ставить любовь к Господу выше всего в наших трудах. Мы должны выйти за пределы нашего прихода без страха, чтобы показать, что вера, которую мы прославляем в литургии, воплощается в мире вокруг нас.»
Пост — лучшее время, чтобы раскаяться и отвернуться от греха, в том числе и от греха исключения и предубеждений. Пусть в эти сорок дней больше епископов будут действовать так же, как епископ Розански — и пусть больше подобных писем будут выпущены в следующую Пепельную среду — и до нее тоже — как плоды Года милосердия.
По материалам New Ways Ministry
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему: