Автор текста — Чак Макнайт (Chuck McKnight), автор блога Hippie Heretic, идентифицирующий себя в наибольшей степени, по его собственным словам, с анабаптистской традицией.
Когда мы рассуждаем о природе Бога, лично я нахожу более разумным использовать апофатическое (“негативное”), а не катафатическое (“позитивное”) богословие. Другими словами, часто бывает полезнее (и точнее) говорить о том, чем Бог не является, а не утверждать, чем он является.
В случае обсуждаемой нами темы этот принцип мне кажется особенно уместным. Хотя бы поэтому я бы не стал утверждать, что Бог — полиаморен. Природа божественного для меня слишком таинственна, чтобы пытаться вместить ее в такие конкретные человеческие термины. Тем не менее, я мог бы с чистым сердцем сказать, что Бог ни в каком смысле не является моногамным. Я продемонстрирую это на нескольких примерах: Троицы, отношений Бога с народом Израиля и отношений Бога с Церковью.
Святая Троица
Ортодоксальное христианское богословие понимает Бога как Троицу. Поклоняясь единому Богу, мы верим, что этот Бог существует в одной природе и трех Лицах. Всю вечность три участника Пресвятой Троицы находились в отношениях друг с другом. Именно так обычно постулировалось то, что Бог, который есть любовь, мог всегда быть любовью, даже до творения мира. Для любви требуется принимающий, так же как и дающий. И Отец, Сын и Дух Святой всю вечность давали и принимали любовь друг другу и друг от друга.
В богословских терминах их отношения часто обозначают словом “перихорезис” (греч. περιχώρησις). Оно означает взаимопроникновение — интимное со-пребывание каждого с остальными.
Некоторые поспешат заметить, что эти отношения не имеют сексуальной природы. И они будут правы, в определенном смысле. Поскольку Бог есть дух, у Него нет физического измерения, технически позволяющего быть сексуальным. Однако, близость внутри Троицы бесконечно больше, чем в любом акте сексуальной близости. И эта близость прокреативна, потому что мы верим, что троичный Бог сотворил все существующее, дал рождение вселенной через слово. Поэтому, возможно, будет более точным сказать, что близость в Троице превосходит ограничения физической сексуальности, чем что в ней нет ничего от сексуальности.
Таким образом, мы имеем в Троице самые интимные, какие только возможны, отношения, разделенные равно и вечно между тремя лицами. Является ли Троица, исходя из этого, полиаморной триадой? Я бы сказал — нет, потому что Троица превосходит все формы человеческих взаимоотношений. Но я должен сказать и другое: в той степени, в какой человеческие взаимоотношения вообще способны уподобляться божественному, ничто не представляет Троицу лучше, чем полиаморная триада. По крайней мере, я могу точно сказать, что в Троице нет ничего, напоминающего моногамию.
Отношения Бога и Израиля
Еврейские писания полны образами Бога как супруга народа Израилева. На первый взгляд, это выглядит как моногамия. Но так ли это на самом деле?
Для начала, хотя Ветхий Завет очевидно изображает Бога как имеющего особые отношения с народом Израиля, это не эксклюзивная связь. Наоборот, Бог благословил Израиль, чтобы он мог стать благословением для других народов.
В то время как образ супружества может быть характерен по большей части именно для Израиля, любовь Бога к другим сотворенным народам была не менее интенсивной. Все народы — Божьи, Писание утверждает это снова и снова. Бог хочет близкой связи с каждым из них. И пророки постоянно указывают на день, когда все народы вернутся к Божьей любви.
Далее, когда мы говорим о супружестве Бога и Израиля, мы должны понимать, что Израиль не был единым целым. С момента разделения Царства, северные колена Израиля были разделены с южными коленами Иуды. И в соответствии с этим, Писание конкретно говорит о Боге как супруге двух народов, Израиля и его “сестры” Иуды. О них говорится не как об одной, а как о двух женах Господа (ср. Иеремия, 3).
В дополнение к рассмотрению Израиля и Иуды как двух разных жен, Самария также упоминается в Писании как еще одна жена Бога. Это видно в 23 главе книги пророка Иезекииля: нам говорят, что Бог взял в жены обеих, Иерусалим и Самарию. Таким образом, сложив Иезекииля с Иеремией, мы видим не одну, не двух, а целых трех жен Бога, отдельно описанных в Писании. И кроме этого, у нас есть все остальные народы, любви которых хочет Бог.
Да, мы будем правы, если заметим, что все это — только образы Бога, не отражающие действительности буквально. Но простой факт состоит в том, что библейский образ Бога — супруга Израиля (а также Иуды и Самарии) — не моногамен. Эти тексты показывают Бога полиаморным.
Отношения Бога с Церковью
Если говорить о Новом Завете, то ранние христиане приняли образ Бога-супруга, и в их трактовке он стал образом Христа (который есть Бог) как супруга Церкви.
Это сразу вызывает некоторые вопросы. Если Христос (Бог) теперь супруг Церкви, то что происходит с предыдущим (предыдущими) браком (браками) Бога с Израилем (а также Иудой и Самарией)? Бог наконец исполнил ветхозаветные угрозы развестись с Израилем раз и навсегда? Или Бог остается верен Израилю, будучи одновременно верен Церкви?
Чтобы полностью ответить на этот вопрос, нам пришлось бы пробраться через минное поле богословских дебатов, касающихся богословия Завета, диспенсационализма, суперсессионизма и так далее, и у меня нет никакого желания делать это здесь. Все, что я скажу: если Бог остается верным Израилю как народу, это означает, что Он одновременно женат на Израиле и на Церкви (и мы ничего не знаем о судьбе Иуды и Самарии).
Сказать, что Бог был всего лишь однажды женат на “истинном Израиле”, то есть на верных среди израильского народа, как пишет апостол Павел, тоже не работает. Нет, Бог изображается как состоящий в супружеской связи со всем народом, именно поэтому Ветхий Завет так часто говорит о желании Бога развестись из-за неверности народа. Это означает, что есть только две опции: или Бог все-таки развелся с Израилем (а также Иудой и Самарией), или остается женатым на них одновременно с Церковью.
Но давайте предположим, хотя бы ради дискуссии, что Бог всё-таки развелся со всеми остальными народами и находится в моногамных отношениях с Церковью. Все равно, моногамия ли это?
Мы можем говорить о Церкви как о едином целом, но невозможно забыть, что она состоит из отдельных людей. И хотя не стоит преувеличивать значение индивидуальной связи с Богом, не стоит также и преувеличивать значение общей связи Церкви с Богом вплоть до исключения связей индивидуальных. На самом деле, Бог находится в близкой связи с каждым из нас. Таким образом, его супружеская связь с Церковью — это в конечном итоге супружеские связи с миллионами отдельных личностей.
И снова, неважно, как мы к этому пришли, образ Бога получается далёким от моногамии. Я должен ещё раз подчеркнуть, что любой образ, включая полиаморию, далек от адекватного описания Бога, так что лично я не стану говорить: “Бог полиаморен”. Но для меня не подлежит сомнению, что полиамория, как минимум, более точно отражает взаимоотношения Бога, чем моногамия.
По материалам Patheos
Еще на эту тему:
- Христианская сексуальная этика и полиамория. Часть 1
- Христианская сексуальная этика и полиамория. Часть 2
Следите за нашими новостями!