Вечером пятницы, прямо перед закатом, несколько десятков людей спустились в подвал церкви, где лампы освещали столы с едой из Афганистана, Марокко и Судана.
Ифтар — трапеза во время священного месяца Рамадана — был подпольным во всех смыслах этого слова.
Он был подготовлен ЛГБТ-мусульманами для других ЛГБТ-мусульман и их союзников в Миннеаполисе. Организаторы потратили много времени и сил, чтобы обеспечить безопасность людей, которых часто отвергают и мусульмане, и другие ЛГБТ. Ифтар был подготовлен Миннесотским «Караваном любви» — изначально неформальной группой друзей, которая сейчас регулярно проводит мероприятия для ЛГБТ-мусульман, а также для повышения их видимости. Почти все они согласились рассказать о мероприятии только на условиях полной анонимности — что лучше всего показывает, с какими серьезными рисками связан их активизм.
Всего год назад лидер группы, гей из Афганистана, который сейчас пишет диссертацию в Миннеаполисе, дал публичное интервью. Кроме того, он попал на видео с прошлогоднего прайд-парада. Но несколько месяцев назад его семья, оставшаяся в Афганистане, узнала о его активизме. Они заставили его писать и говорить публично только под псевдонимом.
«Сначала я решил ничего не делать под псевдонимом, но потом подумал, что у моего сообщества должен быть голос, даже если я использую неправильное имя», — сказал он.
Идея ифтара была в том, чтобы связать две стороны пропасти, посреди которой оказались ЛГБТ-мусульмане. Их сексуальные и гендерные идентичности звучат для большинства мусульманских групп как анафема; в ЛГБТ-сообществе их принимают не лучше, особенно после массового убийства в Орландо. Напряженные отношения между этими группами — большая проблема, мешающая объединиться и вместе противостоять политике Трампа, которая вредит и тем, и другим.
Когда организаторы ифтара пошли в клубы и кафе, чтобы раздавать приглашения на мероприятие, они столкнулись с сопротивлением — и от мусульман, и от ЛГБТ. Один из волонтеров попытался дать флаер с информацией мужчине из Пакистана, которого частого видел в одном из кафе. Мужчина не взял флаер и сказал, что никто не придет. Другие столкнулись с похожей реакцией в гей-барах.
Активист «Каравана любви», человек мексикано-американского происхождения, союзник ЛГБТ-мусульман, рассказал о том, как приглашал людей на ифтар. Он очень хорошо понял, с чем сталкиваются эти люди, когда попытался объяснять, что сейчас ЛГБТ и мусульманам нужно объединиться. В ответ ему сказали: «Они [мусульмане] просто хотят нас всех убить. Почему ты помогаешь тем, кто хочет твоей смерти?»
Ранее в июне семеро протестующих были арестованы у Капитолия штата во время «Марша против шариата». Исламофобные геи были главными организаторами события — на которое почти никто не пришел.
Пакс Харт (Pax Hart), организатор маршей, рассказал в интервью, что он поддерживает Трампа, а его единственные друзья — консерваторы и либертарианцы, потому что левые ЛГБТ не понимают: «Везде на планете, где есть ислам, проливается кровь, там живут варвары, которые угнетают и пугают других».
Другие же более открыто осуждают попытки правых разделить ЛГБТ и мусульманское сообщества: они фокусируются на том, как информировать людей о попытках Трампа и его сторонников давить на обе группы.
Несколько известных исламских лидеров призвали к поддержке прав ЛГБТ, но внутри мусульманского сообщества все равно кипят споры о том, насколько такие слова допустимы.
«Нужны храбрые люди, принадлежащие и к одному сообществу, и к другому; те, у кого хватает смелости жить открыто и через это менять ситуацию», — говорит Сальма Хуссейн (Salma Hussein), социальная работница сомалийского происхождения. Она, по ее словам, «союзница в чулане» — ей сложно открыто поддерживать ЛГБТ-сообщество из-за культурных и религиозных табу. «Для этого нужно очень много смелости, но иначе люди никогда не увидят, что ЛГБТ-мусульмане существуют. Не увидят, что это настоящие живые люди».
Когда две группы работают вместе, они добиваются результатов. Так, в мае Трамп выбрал на пост министра армии республиканского сенатора Марка Грина (Mark Green), но потом отказался от своего выбора из-за массовой критики со стороны мусульман и ЛГБТ. Грин не поддерживает брачное равноправие, говорит о том, что трансгендерность это болезнь, а также призывает школы «бороться с исламским внушением», и называл мусульман «ордой».
В этом месяце писатель и режиссер Дилан Маррон (Dylan Marron) выпустил сериал, который об ЛГБТ-мусульманах, «Extreme(ly Queer) Muslims» (Экстремистски/экстремально квирные мусульмане), в котором показывает связь между гомофобией и исламофобией. В сериале Маррон разговаривает с мусульманами и говорит, что «больше не позволит использовать себя как пешку для разжигания ненависти в его сообществе, так же как другие люди в других сообществах используются как пешки для разжигания ненависти к нему».
Эту идею поддержали некоторые немусульманские гости ифтара. По их словам, они мало знают об исламе, но знают много о дискриминации и о том, как искать союзников.
«Столько времени меня демонизировали столь многие люди, и никто не хотел просто встать и сказать: «Да что не так с гомосексуальностью?» — говорит Эрин Брайан (Erin Bryan), гостья ифтара. — «Я хочу стать одной из тех, кто сможет сказать это для мусульман».
Организаторы сказали, что им было сложно найти достаточно гостей для ифтара. Волонтеры «Каравана любви» думали о том, сколько из тех, кто ужинал с ними в подвале церкви, осмелятся публично пойти на прайд-парад, где впервые будет ЛГБТ-мусульманская группа.
Ифтар стал для них своеобразным испытанием сил. Новости о нем распространялись через закрытую группу Фейсбука, а также сарафанным радио. Каждый из организаторов отвечал за один стол на восемь человек. Кто-то готовил весь день по семейным рецептам; другие заказывали еду из ресторанов или приезжали с огромными сумками тако. Волонтеры приехали в церковь пораньше, чтобы украсить подвал в ближневосточном стиле и выставить разноцветные чашки, напоминающие о радужном флаге.
По материалам BuzzFeed News от 24 июня 2017 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
- От внутренней гомофобии к активизму: история гея-имама
- Мусульманка создает безопасное пространство для молодых ЛГБТ
Следите за нашими новостями!