Семья пастора церкви «Содружество Христа» Алексея Перова, чей сын Давид Перов был избит в школе поселка Грибановский Воронежской области после проведения православного молебна, 26 августа подала жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. В качестве заявителей выступили не только сам Алексей Перов, но и его супруга Галина Перова и сын Давид Перов.
Заявители просят признать, что в отношении них было допущено нарушение ст. 9 Конвенции (Свобода мысли, совести и религии) и ст.2 Протокола 1 Конвенции (Право на образование).
Напомним, что случай в Грибановской школе Воронежской области стал известен на всю Россию. В сентябре 2007 года сын пастора Давид Перов был подвергнут оскорблениям и избиению со стороны сверстников после проведения православного молебна в классе за то, что он не умеет креститься и, согласно своей вере, не хотел целовать крест. В результате его родители подали иск к школе (МОУ «Грибановская СОШ № 3»). В октябре 2007 года семья Перовых обратилась в Грибановский районный суд с иском о признании нарушения школой законодательства и о компенсации морального вреда, а 4 декабря 2008 года Грибановский районный суд полностью отказал в иске. В частности суд указал, что хотя факт проведения обряда освящения помещения действительно имел место, однако он не был связан с общеобразовательным процессом, а проводился по инициативе православных родителей, до начала уроков, данное мероприятие не было запланировано в расписании уроков. Кроме того, суд указал, что факт избиения Давида первоклассниками истцами не был доказан. 26 февраля 2009 года Воронежский областной суд оставил кассационную жалобу заявителей без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Отец мальчика Алексей Перов, пастор церкви «Содружество Христа», отмечал, что родители других детей прямо на суде говорили, что они испытывают неприятие к семье Перовых, что сами они ходят в церковь, хотя Библии не читали. О том, что решение о молебне было принято на родительском собрании, школа стала говорить лишь впоследствии. Представители школы открыто заявляли на суде, что у нас в стране православное государство и православный президент и что «сектанты» находятся на территории православного государства. При этом по словам Алексея Перова, в 2007 году после молебна врачи даже не стали осматривать его сына после побоев, а в милиции сказали, что мальчик мог участвовать в религиозном обряде и без родителей. Судебное решение, по словам Перова, ничуть не удивило его, поскольку даже православный священник Александр Муравьев, проводивший молебен, на суде отмечал, что борьба с «сектами» – одно из главных направлений его деятельности, а РПЦ и государство составляют одно целое.
Данное дело, как указывают в жалобе заявители, подпадает под действие указанных статей Конвенции и протоколов к ней, так как Давид Перов был против его воли вовлечен в ярко выраженный религиозный обряд, который для него, как для верующего в иную религию, противоречил его личным религиозным убеждениям. В отношении первого и второго заявителя также были нарушены права на свободу вероисповедания, поскольку первый заявитель, являясь пастором церкви, и воспитывая своих детей в определенном мировоззренческом ключе столкнулся с ситуацией, когда без его ведома его ребенка вовлекли в участие в религиозном обряде, противоречащем тому, как первый заявитель воспитывал своего ребенка. Кроме того, были нарушены права заявителей на уважение права родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям, гарантированное ст. 2 Протокола 1 Конвенции.
Государство, подчеркивается в жалобе, несет ответственность за происходящее в государственных школах не только во время занятий, но и в то время, пока ученики обязаны находиться в пределах школьной территории. Несмотря на тот факт, что проведение религиозного обряда происходило по инициативе православных родителей, учитель школы, а через него и администрация школы, были заранее осведомлены не только о планируемом религиозном обряде, но и о том, что третий заявитель принадлежит к иной вере.
Вмешательство в права заявителей не были предусмотрены национальным законом. Национальные суды не указали, каким именно законом или подзаконным актом предусматривается возможность проведения религиозных обрядов в школах, ограничившись лишь тем, что проведение такого обряда не нарушает права заявителей.
Интересы семьи Перовых в Страсбургском суде представляет адвокат Роман Маранов.