Режиссер из Таиланда Ануча Боньяватана (Anucha Boonyawatana) стала первой трансгендерной женщиной, выигравшей главную награду Международного кинофестиваля в Керале за фильм «Малила —
прощальный цветок» о любви двух мужчин, один из которых становится буддийским монахом.
Через призму буддизма Боньяватана рассказывает о хрупкости человеческой жизни и неизбежности смерти.
В интервью онлайн-медиа BLive Боньяватана рассказывает о том, как темы ее фильмов связаны с ЛГБТ-сообществом, о своем отношении к буддизму и о культуре Тайланда.
BLive: Со времен вашего дебютного фильма — «Синий час» — вы продолжаете погружаться в темы, которые имеют отношение к любви и сложностям, связанным с ней. Эти темы универсальны и отражают условия, в которых живет человечество, но не могли бы вы рассказать об этом больше?
Боньяватана: Думаю, с одной стороны это из-за того, что я часть ЛГБТ-сообщества. У меня другой опыт, другая точка зрения на любовь и трудности. Также я по-другому смотрю на чувственность и эротизм. Как и все ЛГБТ-люди, в подростковом возрасте я прошла через опыт сложных отношений. Потом, когда общество изменилось, мои отношения, мой взгляд на вещи изменились тоже. Я не могу сказать, что верно, а что неверно в любви. Я не та, кто постоянно сожалеет об этих вещах. Еще я люблю искусство, философию, слежу за социальным проблемами, люблю цветы и деревья. Поэтому мои фильмы, может быть, и рассказывают о сложных отношениях, но в них есть и другие темы — и философия, и социальные проблемы.
BLive: Вернемся к «Малиле». В этом фильме зрители видят пространство, где сочетаются любовь и духовность. Ваш фильм переводит это сочетание на совершенно новый уровень. Не могли бы вы рассказать о том, как любовь и духовность перестают быть разными сущностями и погружаются в единое пространство в контексте «Малилы»?
Боньяватана: Лично я думаю, что духовность преображает любовь во что-то более таинственное. Не нужно знать историю этих мужчин, но можно почувствовать их любовь, чувства друг к другу, потому что они связаны духовно. В «Малиле — прощальном цветке» любовь, духовность, а еще — цветы и трупы — разделяют одно качество. Во всем — в повседневной жизни, в любом пространстве — можно увидеть непостоянство.
BLive: Буддийское учение красной нитью проходит через все ваши фильмы. А кто Будда для вас? Кем вы считаете Просветленного?
Боньяватана: для меня буддизм — скорее философия, чем религия. Мне нравится считать Будду обычным человеком, который пробовал и ошибался, поступал правильно и неправильно. Поэтому я изображаю своих персонажей-монахов как обычных людей, а не как тех, кого все должны уважать.
BLive: <...> Как буддизм влияет на жителей Таиланда и правительство страны?
Боньяватана: Думаю, главное — это то, что тайцы верят в карму. Иногда это может привести к тому, что люди настолько смиряются со своим положением, что ничего не знают о своих правах. То есть, когда у людей проблемы, некоторые списывают это на старую карму или прошлую жизнь. Мне кажется, это — одна из причин, по которой тайцы могут долго смирятся с чем-то неприятным. Например, у нас до сих пор нет демократии.
По словам Боньяватаны, ее следующий проект, которому еще только предстоит стать сценарием, будет эротическим триллером. Главный герой будет трансгендерным человеком, а в фильме будет рассказываться о последнем политическом кризисе в Таиланде.
По материалам BLive от 2 февраля 2018 года
Подготовлено специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
- Издана первая книга об ЛГБТ-инклюзивном буддизме
- Как южноазиатские буддисты относятся к гомосексуальности?
Следите за нашими новостями!