XXX. Марксисты и христиане. Расхождения и сотрудничество

christ-marxСвязь между марксистами и христианами приобрела в последние годы невиданные масштабы по своему содержанию и широте. Растущие диалог и сотрудничество не поддаются никаким маневрам и уступкам; они явля­ются выражением изменений, происходящих в мире, того нового и прог­рессивного, чему дает импульс революционное движение.

Когда империализм вступил в кризисную фазу и обострились все его противоречия, угрожая самому существованию человечества, разного ро­да проклятия и раскол становятся невыносимыми для народов, считающих единение жизненной необходимостью для того, чтобы спасти мир и буду­щее.

Марксизм и христианство живут не в различных сферах, а под тем же самым небом и на той же самой земле. Они представляют собой совокуп­ную мысль огромных народных сил… обратившихся к реальности глобаль­ной несправедливости, которая выдвигает перед ними неотложность глубоких изменений, обновления и гуманизации дряхлых и аморальных структур, которые их угнетают. В этих условиях философские концептуальные расхождения не могут создать препятствия борьбе за решение проблем, ко­торые интересуют и волнуют народ. Речь идет не о том, чтобы отрицать про­тивоположность между научной концепцией мира и религиозным мировоз­зрением. Речь не идет также о том, чтобы кто-то отказывался от своих убежде­ний. Речь идет именно о том наиболее важном, что заключается вовсе не в абстрактном и бесконечном споре о загробном мире или поиске компро­миссов между идеологиями, а в необходимости поставить на первый план общность интересов трудящихся масс, чтобы всем вместе строить общест­во, свободное от войны, невежества и несправедливости. Угроза ядерного уничтожения, фашистские репрессии, безработица и нищета одинаково уг­рожают и верующим, и неверующим.

Однако диалог и общие действия не стирают идеологических различий да и не стремятся скрыть их. Однако диалог и совместные действия добав­ляют исторической действительности одно бесспорное достоинство: в ходе их не только рушатся искусственные барьеры и развеиваются предрассуд­ки, предубеждения, но в совместных повседневных битвах верующие и не­верующие лучше узнают и понимают друг друга, уважают и оценивают вклад, внесенный каждой из сторон в общее дело… Сделав всерьез свой „выбор в пользу бедных”, в пользу трудящихся и угнетенных, немало священников и мирян отождествляют себя не только с борьбой рабочего класса, но также и с его революционной идеологией…

Ясно, что не все христиане, включившиеся в революционную борьбу народа, заходят так далеко. Еще многие из тех, кто обращается к марк­систскому социализму, делают это фрагментарно, ограниченно, непоследо­вательно. Однако сам факт обращения к марксизму симптоматичен и имеет тенденцию к расширению.

Для коммунистов единство действий означает совместные действия со всеми, кто думает по-другому. Встреча и конвергенция марксистов и христиан (а также других народных сил) не ограничиваются стремлением к завоеванию непосредственных экономических и социальных целей, а заключаются, что весьма важно, в уважении, внимании, сопоставлении, соот­ветствии и некоем духовном родстве их различных концепций, в понимании того, что решающей темой нашей эпохи является борьба против войны и гонки вооружений, за социальную справедливость и политическую свободу, против эксплуатации и отчуждения трудящихся масс, за восстановление демократического и прогрессивного общества. Вот те ценности, которые воодушевляют марксистов и волнуют также христианское сознание, христи­анскую мысль.

Гораздо хуже не различие, а равнодушие к проблемам, тревожащим людей, некая моральная пустота, попытки спрятаться от мира, уйти от него в себя. Это воистину грешно. Научно-технический прогресс не сделает че­ловека более счастливым, а общество — менее жестоким. Человеческая история — это история борьбы. Само христианство не исключает законно­го насилия со стороны народа тогда, когда нет другого средства положить конец тирании и несправедливому насилию. Глубокие корни насилия лежат не в человеческой природе, а в социально-экономической структуре. Уже отцы церкви понимали, что насилие теснейшим образом связано с частной собственностьюСв. Августин говорил: „Частная собственность порождает распри, войны, восстания, убийства. Поэтому, если невозможно отказать­ся от собственности вообще, откажемся по крайней мере от частной собственности.

Не затушевывая своих различий, но вместе с тем постоянно сталкива­ясь в области борьбы за свободу человека и в стремлении к преобразова­нию общества, христиане и марксисты имеют одинаковую, совпадающую позицию, направленную на взаимное человеческое уважение. Процесс сбли­жения, совместных действий обогащал и обогащает как одних, так и дру­гих.

XXXII. Аргентина, о которой мы мечтаем

…Аргентина, о которой мы мечтаем и за которую мы боремся, — соз­нательное дело рабочих, крестьян и народных масс, всех профсоюзных, по­литических и культурных организаций. Программа коммунистов на данном этапе исторического развития ставит проблему создания плюралистическо­го, подлинно демократического и совокупного государства. Не христианс­кого, не антихристианского, не марксистского, не антимарксистского, а такого светского государства, которое было бы независимо от религиоз­ных верований, от господства одной конфессии, государства отделенного от автономной церкви, такого государства, которое гарантировало бы всем гражданам и всем трудящимся массам свободу мысли, совести, слова, со­браний, культов и верований, свободное выражение различных концепций и философских школ, а в итоге — свободу считаться со всеми политическими, социальными, экономическими, культурными и духовными права­ми. То, что важно для всех, должно быть одобрено всеми.

Мы убеждены в том, что эта программа, которая предполагает антиим­периалистические и аитиолигархические преобразования, программа демок­ратического обновления может быть принята любым верующим. Ни одна из ее целей не противоречит стремлениям и идеалам верующего. Наобо­рот, эта программа создает условия для того, чтобы двигаться вперед, к созданию лучшего общества, способного преодолеть социальное и поли­тическое насилие, моральные пороки, культивируемые власть имущими… Ничто не остается неизменным ни в общественной жизни, ни в человечес­кой природе. Народы требуют глубоких преобразований общества, уста­новления подлинной справедливости.

XXXIII. Христос и Маркс шагают вместе

Ученики Маркса, основываясь на науке и историческом опыте, счита­ют, что в конечном итоге, когда осуществится человеческая эмансипация… религия исчезнет вместе со своими социальными и культурными корнями… Ученики Христа могут представлять будущий мир иначе. В конечном счете, история их рассудит. Но для того, чтобы будущее наступило, все человечество, каждый народ должны объединить все свои наиболее сознатель­ные силы и спасти жизнь, которой угрожают ядерные катаклизмы… поме­шать всему тому, что может превратить целые поколения в пепел…

Итак, Марксу и Христу предстоит еще многое сделать вместе во бла­го людей. Их диалог и сотрудничество становятся все более необходимы­ми там, где люди и народы продолжают оставаться распятыми фашистски­ми иродами и пилатами империализма и реакции.

Маркс и Христос встречаются в Никарагуа, Сальвадоре и Гватемале, в Чили и Аргентине, в любом месте, где христиане и марксисты, взаимно уважая убеждения друг друга, понимают, что должны действовать объеди­нение и вместе с другими демократическими силами для того, чтобы спас­ти мир и обеспечить будущее.

1987 г.
Источник.

Об авторе: Хуан Росалес, член ЦК Компартии Аргентины; автор многих работ по истории латиноамериканской церкви; специализируется на диалоге коммунистов с христианами.