“Черная мадонна”, Ченстоховская икона Божьей матери — одна из самых почитаемых в Католической церкви икон. Именно она стала прообразом богини из пантеона гаитянской вуду, которую считают защитницей лесбиянок.
Традиционные изображения Эрзули Дантор, вудуистской покровительницы лесбиянок, восходят к образу Ченстоховской “Черной мадонны”, праздник которой отмечается 26 августа. Повторяется даже такая деталь, как два шрама на изображении правой щеки. 26 августа также отмечается День равенства женщин — день, когда женщины получили право голоса в США в 1920 году.
Каждый год образу Ченстоховской Божьей матери, находящемуся в Польше, поклоняются более 100 тысяч человек, а Ченстоховская базилика является одним из самых посещаемых католических санктуариев на планете. Иоанн-Павел II, “польский папа”, особо почитал Ченстоховскую Божью матерь. И мало кто подозревает, что эта почитаемая икона имеет какую-то связь с лесбийством.
Ченстоховская икона — одна из нескольких десятков изображений “Черной мадонны”, оставшихся со времен европейского Средневековья. Причина темного цвета их кожи точно неизвестна, но предполагают, что либо авторы изображений хотели передать цвет кожи небелых народов, либо иконы потемнели от времени и копоти. Иногда темный цвет кожи связывают с образом Земли, а также со строчками из библейской Песни Песней: “Черна я, но красива”.
Также, как говорят, “Черные мадонны” воплощают темную сторону Божественной женственности, ее неосознанные и непредсказуемые аспекты, обычно остающиеся похороненными или хранящиеся в тени. Образ Эрзули Дантор выносит на свет скрытую связь Девы Марии с лесбиянками.
Легенда гласит, что образ Ченстоховской Божьей матери был написан святым евангелистом Лукой в то время, как она рассказывала ему истории из жизни Иисуса, позже вошедшие в Евангелие. Икона проделала путь из Иерусалима через Турцию и Украину и в конце концов оказалась в Польше в 1382 году. Образ считается настолько важным, что ему посвящен особый праздник: 26 августа, день, когда икона была выставлена для почитания в своем нынешнем месте. В 15 веке грабители украли два украшения из оклада иконы, оставив характерные следы на изображении щеки.
Ченстоховская Богоматерь попадает на Гаити
События на Гаити переместили Ченстоховскую икону в новом направлении. В 18 веке сотни тысяч рабов были привезены на Гаити из Африки, где их принуждали выполнять тяжелую работу, а также насильно обращали в христианство. В результате смешения христианства с традиционным западноафриканским культом предков — вуду — появилась новая синкретическая религия.
Изображения ченстоховской “Черной мадонны” были привезены на Гаити пятью тысячами польских солдат, сражавшихся по обе стороны во время гаитянской революции, начавшейся в 1802 году. Там она превратилась в Эрзули Дантор, став частью культа вуду.
Эрзули Дантор — это лоа, то есть вудуистское божество, которое считается покровительницей лесбиянок. Ее имя может произноситься в нескольких разных вариациях, например, как Эзили Данто. Она отчаянно любит и защищает женщин и детей, особенно лесбиянок, независимых предпринимательниц, незамужних матерей и тех, кто подвергается домашнему насилию. Говорят, что она может воздать по заслугам мужьям-абьюзерам и неверным любовникам. Воительница со шрамом на щеке, Эрзули Дантор освободила рабов, помогая начать и совершить гаитянскую революцию. Она любит ножи, ром и сигареты без фильтра.
Так же как и Ченстоховская Божья матерь, Эрзули Дантор изображается с ребенком, держащим книгу. Но это не младенец Иисус с Евангелием, а ее дочь Анаис. Католическая Церковь Гаити признает эти образы, но не как Эрзули Дантор и не как Ченстоховскую Богоматерь, а как “Святую Варвару Африканскую”. Эрзули Дантор — мать-одиночка, некоторые считают, что она сама би- или гомосексуальна.
Два шрама на щеке лоа считаются либо результатом племенного ритуала скарификации, либо следами борьбы с Эрзули Фреда, ее светлокожей и кокетливо-феминной сестрой. Эрзули Фреда, богиня любви и сексуальности, считается покровительницей гомосексуальных мужчин, особенно дрэг-квин и тех, кто выглядит более женственно. Ее образ связывают с образом Богоматери Скорбящей.
Эрзули Дантор и Эрзули Фреда принадлежат к множеству ЛГБТ-, квир- и андрогинных божеств религии вуду. Более подробно об этих персонажах можно почитать в книге “Queering Creole Spiritual Traditions: Lesbian, Gay, Bisexual, and Transgender Participation in African-Inspired Traditions in the Americas”.
Среди этих квир-божеств — Ла Сирена, пансексуальная русалка, управляющая морями; Ла Бален, ее таинственный партнер, лесбиянка-бутч, обычно изображаемая в виде кита; трансгендерное божество Мау-Лиза, покровительница художников и ремесленников; андрогинный Легба, христоподобная фигура, посредничающая между живыми и мертвыми; Айидо Веда и Данбала, супружеская квир-пара радужных змеев, приносящих процветание, радость и мир; семья Геде со сложной сексуальностью, в зону ответственности которой входит переход к загробной жизни, и многие другие. Каждый лоа может вступить в духовный брак с практикующими вуду любого пола, что открывает множество квир-возможностей.
По материалам QSpirit от 26 августа 2017 года
Еще на эту тему:
Следите за нашими новостями!