Открытая лесбиянка и раввин Дениз Эгер (Rabbi Denise Eger) из общины «Коль Ами» в Лос-Анджелесе размышляет об иудаизме и ЛГБТ-сообществе.
Принятие и отвержение ЛГБТ-людей имеет в иудаизме множество оттенков.
Женщина-раввин Дениз Эгер из реформистской синагоги «Коль Ами» в Западном Голливуде стала одним из первых раввинов, открыто представляющих ЛГБТ-сообщество. В 1988 году она получила статус реформистского раввина и тогда же совершила публичный каминаут. С 1990 года в реформистском иудаизме начали рукополагать в раввины открытых геев и лесбиянок.
По словам Эгер, иудаизм значительно продвинулся в вопросе принятия ЛГБТ, особенно благодаря давней поддержке защиты прав ЛГБТ-сообщества со стороны реформистского движения.
«Всё очень быстро меняется, — говорит Эгер, которая в 2015 году стала первой открытой лесбиянкой на посту президента «Ассоциации американских раввинов-реформистов» (CCAR), одобряющей равенство брака с 1996 года. — Либеральные иудеи готовы принимать и выступать за права каждого, включая ЛГБТ».
Но основные ветви иудаизма отличаются во взглядах на ЛГБТ-сообщество.
Реформистский иудаизм
Раввины-реформисты могут служить на церемониях, признающих однополые отношения, и большинство согласны проводить однополые свадьбы. По словам Эгер, это самая либеральная и самая многочисленная ветвь иудаизма в Северной Америке, где около 80% евреев относят себя к реформистам или консерваторам.
Консервативный иудаизм
В то время как реформистский иудаизм принимает ЛГБТ, консервативный, как характеризует его Эгер, «всё ещё на переходной стадии»: в нём иногда рукополагают на служение геев и лесбиянок, а некоторые раввины согласны проводить однополые свадьбы; но большинство пока настроены против.
В качестве иллюстрации современного состояния консервативного иудаизма в Америке Эгер приводит историю раввина Гиля Штейнлауфа, который совершил каминаут в 2014 году и получил поддержку своей консервативной синагоги. Как отметил американский журнал «Атлантик» (The Atlantic), случай Штейнлауфа «попал на странный переходный момент в истории»: «Если бы ему было 25, обошлось бы без всякой драмы — просто ещё один раввин-гей, ничего удивительного. Консервативный иудаизм за последние 10-20 лет изменился до неузнаваемости. Сегодня трудно представить синагогу, которая бы отвергла раввина-гея. Но если бы ему было 60, в этом случае его бы мирно отправили на пенсию, оставив всё в секрете». Штейнлауфу сейчас 46, он открытый гей, и, похоже, консервативные иудеи его не отвергнут.
Ортодоксальный иудаизм
Это самая малочисленная ветвь иудаизма в Северной Америке с разной степенью принятия ЛГБТ. По словам Эгер, большинство ортодоксальных раввинов против равенства брака и не станут проводить однополые свадьбы или одобрять однополые отношения. Некоторые из них отвергают ЛГБТ-прихожан и поощряют дискредитировавшую себя «конверсионную терапию». Но некоторые ортодоксальные синагоги принимают ЛГБТ в свои ряды.
Вопросы теологии
Когда дело доходит до толкования священного писания, евреи сталкиваются с теми же вопросами, что и христиане. Это и Левит 20:13 («Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною»), и эпизод из истории Ноя, когда один из его сыновей «увидел наготу отца своего», в чём многим видится эвфемизм для инцеста или растления.
Дениз Эгер выступает с критикой «слишком буквального подхода» к пониманию религиозных текстов.
«Старайтесь всё читать критически, с умом, — призвала она на недавнем съезде аффирмативных религиозных лидеров. — Не оставляйте свои мозги за дверью».
Курсы для иудейских ЛГБТ-служителей
Еврейская ЛГБТ-организация «Нехирим» регулярно устраивает ретриты для иудейских служителей из ЛГБТ-сообщества. Как и Дениз Эгер, руководители «Нехирим» считают, что отношение к ЛГБТ-верующим в иудаизме сильно изменилось.
«25 лет назад не более десятка служителей открыто причисляли себя к ЛГБТК. Сегодня уже 200 раввинов, канторы, раввины-пасторы и студенты-богословы из числа ЛГБТК в каждой иудейской деноминации возглавляют общины, преподают в семинариях и университетах, возглавляют семинарии, религиозные организации, отделения капелланов при больницах и выполняют множество других важных дел, — сказала на открытии одного из курсов исполнительный директор «Нехирим» раввин Дебра Колодны. — Мы рады, что так много служителей примут участие в нашем конструктивном диалоге о богословии, лидерстве и о том, как нам помочь залечить раны, нанесённые религией в вопросах сексуальной ориентации».
Источник: Стиви Сент-Джон (Stevie St. John) для Advocate от 03.12.2014
Перевод: А. Дмитриев специально для Nuntiare.org
Еще на эту тему:
- Элисон Фейт и первая в мире психологическая конференция об ортодоксальном иудаизме и гомосексуальности
- Тора — это Тора света, а иудаизм должен светить этому миру
Следите за нашими новостями!